Круглый стол, посвященный вопросам детского чтения «Любовь к чтению – откуда берется и можно ли привить», прошел 20 марта 2014 г. в Российской государственной детской библиотеке.
оригинал взят t
anechka_s in
afisha_l
Встреча состоялась в рамках дискуссионного клуба конкурса «Новая детская книга» и была приурочена к предстоящей Всемирной неделе детской книги. Среди экспертов, которые приняли участие в обсуждении, были заведующий отделом рекомендательной библиографии РГДБ
Алексей Копейкин, гендиректор издательства
«Росмэн» и председатель жюри конкурса «Новая детская книга»
Борис Кузнецов, писатель
Ая Эн, члены жюри конкурса «Новая детская книга» психолог и педагог
Екатерина Асонова и директор по проектам издательства «Росмэн»
Елена Широнина и другие.
В ходе дискуссии обсуждались различные аспекты детского чтения, от цен на детские книги до вопроса о наличии особого «гена чтения». Эксперты говорили о засилье классики в детских отделах книжных, а также о проблемах коммуникации с подростками, готовыми, впрочем, обсуждать книги, но в привычном для них интернет пространстве и в социальных сетях.
Журналист
Ольга Северская открыла дискуссию, задав вопрос всем участникам, является ли чтение генетической предрасположенностью, или это результат воздействия социальной среды. Она напомнила, что
согласно недавнему онлайн- опросу издательства «Росмэн», подавляющее большинство респондентов высказались за то, чтобы их дети читали, а в качестве главных стимулов детского чтения лидировали такие ответы, как «пример родителей» - 97% и «систематическое чтение» - 76% опрошенных. При этом 41% респондентов призналось, что считают любовь к чтению уникальной предрасположенностью конкретного ребенка.
Гендиректор издательства «Росмэн»
Борис Кузнецов не считает любовь к чтению врожденной. «
Я убежден, что привычка детей к чтению это социальная функция и зависит от родителей. Для сравнения, в конце 70-х годов ХХ века в России 80% родителей читали детям книги вслух, а в 2007 – всего 7%», - пояснил он.
Иную позицию в отношении формирования у ребенка привычки читать занял главный редактор портала «БиблиоГид» и сотрудник РГДБ
Алексей Копейкин. Он пояснил, что излишнее рвение родителей, которые изо всех сил стремятся мотивировать ребенка, часто приводит к противоположным результатам. Кроме того, дети нередко начинают инстинктивно избегать чтения, потому что занятые родители, чтобы отвязаться от отпрыска, суют ему в руки книгу.
«
Ребенок не понимает, что такое «источник знаний», а планшет с картинками и играми ему понятен и любопытен. Не приучать надо, а зацепить любопытством, дать понять, что чтение – удовольствие. Думаю, все другие способы нерезультативны», – сказал он.
Психолог и педагог
Екатерина Асонова уверена в наличии или отсутствии у ребенка врожденной потребности к чтению.
"
Кому-то это дано, кому-то нет. Но учить читать надо, нужны методики и технологии, нужна читательская среда".
Вторая часть дискуссии была посвящена проблеме контента, или тому, какую литературу стоит рекомендовать современному ребенку.
Согласно опросу «Росмэн» на пути формирования любви к чтению стоят такие факторы, как «низкое качество преподавания литературы в школе» и «большая загруженность школьной программой», а также отсутствие «интересных книг и авторов».
По словам экспертов, новая литература, хоть и медленно, но увеличивает оборот. Тут есть перекос: издатели предпочитают выпускать зарубежных авторов, так как наличие раскрученного имени, готовый дизайн и иллюстрации, а также гранты, которые выделяются многими странами на поддержку своей литературы, значительно снижают издательские риски.
В то же время российские читатели по-прежнему предпочитают для своих детей отечественную классику, к которой причисляют и многие авторские версии зарубежных бестселлеров. Например, книги Бориса Заходера про Винни Пуха пользуются значительно большей популярностью, чем оригинальный перевод книги А. Милна.
В заключение дискуссии участники наметили наиболее действенные пути коммуникации с маленьким читателем. Писатель
Ая Эн рассказала, как активно юные читатели обсуждали между собой ее произведение «Библия в SMSках», как в течение месяца заваливали ее письмами ВКонтакте, уговаривали принять участие в онлайн-играх.
В конце дискуссии руководство издательства «Росмэн» заявило о намерении организовать конференцию, которая была бы посвящена продвижению детской книги, и современных методов коммуникации с детской аудиторией.
Комментариев нет:
Отправить комментарий