Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 26 июня 2016 г.

Забытая старина: традиции и ремёсла


Лето – время для творчества и вдохновения. И таким источником радости может стать традиционное народное искусство. Поэтому работники читального зала областной библиотеки подготовили книжную выставку «Забыта старина: традиции и ремёсла», посвященную русским народным промыслам.
На ней они представили не только книги, но и предметы из личных коллекций – ложки, матрёшки, вышивки. Впрочем, посмотрите сами.


Как сообщила одна из посетительниц, сочетание книг и «предметов старины» создает эффект мгновенного путешествия в сказочное прошлое. По ее словам, многие экспонаты хочется потрогать руками, «ощутить их энергетику», но они находятся под толстым стеклом и доступны лишь для созерцания.

 В первой витрине поместили книги о народном искусстве и промыслах в целом и об отдельных ремёслах в частности. Остальные две витрины представляли отдельные виды народных промыслов. Приведу выборочный список книг, представленных на выставке.

1 витрина
Василенко В.М. Народное искусство : избранные труды о народном творчестве X-XX веков / В. М. Василенко ; [вступит. ст. д-ра искусствоведения Г. К. Вагнера]. - М. : Сов. художник, 1974. - 294 с., 64 л. ил.
 Сборник трудов Виктора Михайловича Василенко, одного из крупнейших специалистов, посвятившего себя изучению декоративно-прикладного искусства. В сборнике представлены статьи о народном творчестве, начиная с известного нам по древнерусским материалам, а затем по творчеству XVII-XX веков русского, украинского и других народов бывшего СССР. Василенко В.М. Русское прикладное искусство : Истоки и становление : I в. до нашей эры - XIII в. нашей эры / В. М. Василенко. - М. : Искусство, 1977. - 464 с. : цв. ил. Некрасова М.А. Народное искусство России. / М.А. Некрасова. – М.: Россия, 1983. – 220 с.
Настоящее издание посвящено народному искусству России в 70-х -80-х годах ХХ века. Иллюстративный материал расположен как бы несколькими планами, позволяющими ощутить народное творчество изнутри его реальной, а не музейной жизни, оценить критериями его собственных ценностей, а не привнесенных извне. Всего в издании 337 иллюстраций. Народное искусство предстанет перед читателем в разных аспектах содержания и бытования в стране, но вместе с тем как живой целостный художественный организм, объединяющий различные стили, школы и формы, как творчество, несущее единый образ мира.

 Арбат Ю.А. 'Добрым людям на загляденье: Рассказы о мастерах русского народного искусства - Москва: Детская литература, 1964 – 174 с., ил.
 Как появились веселые, яркие глиняные игрушки в Кирове? Кто создал первые миниатюрные росписи на лакированных шкатулках в Палехе? Как удалось сохранить тайну чернения по серебру? Обо всем этом вы прочтете много интересных историй в книге «Добрым людям на загляденье». Вы узнаете о богатстве и разнообразии народного искусства, о творческих поисках и упорном труде художников-миниатюристов, золотошвей, гончаров и резчиков по дереву.
Рогов А.П. Кладовая радости: Юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. - М.: Просвещение, 1982. – 248 с.
Автор книги - известный писатель и искусствовед - делится своими мыслями о непреходящей художественной ценности русского народного искусства, знакомит юного читателя с современными центрами народных промыслов (Палех, Городец, Скопин и др.). Написанная живым, образным языком, книга, несомненно, заинтересует читателей, поможет им пополнить свои знания о русском народном искусстве. Издание прекрасно иллюстрировано цветными и тоновыми фотографиями и рисунками.

 Богуславская И. Я. Дымковская игрушка. - Л.: «Художник РСФСР», 1988. – 332 с., ил.
 Первое фундаментальное монографическое издание о дымковской игрушке, рассказывающее о развитии уникального промысла от корней до современности. Немалое место в книге посвящено творчеству многих поколений и фамильных династий дымковских мастериц. Книга содержит обширный иллюстративный материал из фондов крупнейших музеев страны, а также библиографию и биографический указатель.
Коромыслов Б. И. Жостовская роспись. / Б. И. Коромыслов. – М.: Изобразительное искусство, 1977. – 88 с., 31 илл.
 Книга знакомит читателя с историей одного из традиционных народных промыслов - искусством росписи на подносах в селе Жостово Московской области. Возникнув в первой четверти XIX века как вариант федоскинской (лукутинской) лаковой живописи на изделиях из папье-маше, это искусство в середине века приобретает самобытные черты. Жостовские подносы с яркими букетами цветов, пейзажными мотивами и орнаментальными композициями завоевали большую популярность как в нашей стране, так и за рубежом.
2 витрина

Алексахин Н.Н. Матрешка: Методика преподавания росписи матрешки. - М.: Народное образование, 1998. - 96 с., ил.
 В учебном пособии по росписи матрешки рассматривается последовательность ее росписи, в системном порядке приводятся элементы кистевого письма, основы цветовой культуры, подготовка праздников, организация выставок, а также краткий исторический обзор возникновения и развития матрешки. Автор - художник, кандидат педагогических наук, доцент Московского педагогического университета - рассказывает об организации и ходе учебных занятий и их материально-техническом обеспечении. Пособие адресовано воспитателям детских садов, преподавателям изобразительного искусства средних общеобразовательных школ и детских художественных школ, руководителям кружков и всем интересующимся росписью матрешки.
 Величко Н. Мезенская роспись. – М.: АСТ-пресс, 2014. – 128 с. – (Золотая библиотека увлечений).
Новая книга замечательного художника и искусствоведа Наины Величко посвящена самой интригующей росписи Русского Севера - мезенской. И рассчитана она на самый широкий круг любознательных читателей. Кого-то захватит почти детективное разгадывание символов отдельных элементов росписи и, как результат, ее новое смысловое прочтение. Кто-то захочет тут же взяться за кисточки и краски - в книге предложено множество рисунков и мастер-классов. Кто-то пожелает сделать первые шаги в освоении росписи - этому посвящены специальные главы. Но даже искушенным художникам будет интересно увидеть традиционную русскую роспись в дизайнерском прочтении современных художников. Кроме подробного анализа самой росписи, в книге много полезных советов и интересных сведений. Рассмотрены все этапы работы над изделием - от подготовки поверхности до финишной отделки предмета. Представлены разнообразные расписные изделия и авторские рисунки, и все для того, чтоб каждый желающий мог приобщиться к этой уникальной росписи, самой загадочной, но чрезвычайно модной в наши дни.

Добрых рук мастерство. – М.: Искусство, 1976. – 200 с.
Книга знакомит с богатыми коллекциями и отдельными выдающимися произведениями народного искусства в собрании Государственного Русского музея. В ней объединены очерки, посвященные разным видам русского народного искусства — резьбе и росписи по дереву, керамике, набивным тканям и вышивке, игрушке, художественной обработке металлов и кости. Ряд очерков рассказывает о современных художественных промыслах: знаменитых центрах лаковой миниатюры, гжельской керамике и других. Книга может служить своего рода путеводителем по экспозиции отдела народного искусства Русского музея.

Коновалов А. Плат узорный. — М.: Московский рабочий, 1981. – 176 с., 16 л. ил.
"Плат узорный"... Эти слова из стихотворения А.Блока "Россия" послужили названием книги, рассказывающей о старинном русском производстве платков и шалей в подмосковном городе Павловский Посад. Ныне здесь находится головное предприятие Московского производственного платочного объединения, на котором трудятся замечательные мастера: ткачи, художники, колористы, граверы, набойщики - люди многих специальностей. Продолжая и развивая традиции, они создают знаменитые павловские платки. Книга рассчитана на массового читателя.

Лихнерова, Альжбета. Чудо вышивки./ Пер. со словац. – Братислава: Праца, 1981. – 168 с., ил.
Альбом является пособием по вышивке. В нем показаны различные виды и техники этого вида рукоделия. Весь теоретический материал сопровождают яркие фотоиллюстрации.
Фисанович Т. М. Плетение из лозы: секреты мастерства/ Т. М. Фисанович. - М.: Цитадель, 2000. – 256 с.
Плетение из лозы — истинно народный промысел — в настоящее время в большой чести. Изделия из лозы — это не только прочно и экологично, но и модно, стильно, престижно. Недаром эта книга переиздана уже 7 раз.

3 витрина
Ефимова Л.В. Русская вышивка и кружево./ Л.В. Ефимова, Р.М. Белогорская . – М.: Изобразительное искусство, 1982 - 141 с., ил.
В альбоме, предлагаемом читателю, в двух самостоятельных разделах "Русская вышивка XI - начала XX века" и "Русское кружево XVII - начала XX века" показаны лучшие образцы русской вышивки и кружева из коллекции отдела тканей и костюма Государственного ордена Ленина Исторического музея. Многие из них уникальны и имеют не только художественную, но и историческую ценность. Содержит большое количество цветных и черно-белых фотоиллюстраций.

 Некрасова М.А. Палехская миниатюра / М.А. Некрасова. – М.: ,1983. – 376 с.
Что такое Палех в прошлом и настоящем? Чем ценно палехское творчество? Что определяет природу палехского искусства, каков язык его образов? Все эти вопросы ставит и отвечает книга.

Осипенко В.А. Резьба по дереву. – М.: Профиздат, 2010. – 116 с.
Резьба по дереву требует художественного вкуса, знаний приемов работы, свойств древесины, ее обработки и отделки различными инструментами и материалами. Обладая большим опытом, Вячеслав Осипенко в доступной и увлекательной форме делится секретами этого непростого мастерства. Книга "Резьба по дереву" поможет не только начинающим резчикам освоить технологические приемы, но и расширить свой творческий кругозор опытным мастерам.
Солонин П. Н. Здравствуй, Палех! - Ярославль : Верх.-Волж. кн. изд-во, 1974. – 168 с., ил.
Книга посвящена всемирно известному искусству палехских мастеров лаковой миниатюры, знакомит с зачинателями этого искусства и продолжателями их дела, с событиями, на волне которых бывшие богомазы превратились в признанных кудесников подлинного народного творчества. Автор - ивановский журналист, заслуженный работник культуры РСФСР - родом из Палеха, долго жил рядом с живописцами `села-академии`, накопил много жизненных наблюдений. На основе их и строится повествование. В книге много фотографий и репродукций с произведениями палешан.

Комментариев нет:

Отправить комментарий