Окинем взглядом книжные полки, вспомним героинь — не Татьяна, не Татьяна, и эта тоже. Да вот же она!
И еще одна, просто как грибы после дождичка! Книжные Тани — есть, но они не всегда заметны, кто-то в тени других персонажей,
кто-то — нарочно прячется, а кто-то — очень даже на виду.
Итак, кого же из литературных героинь русской литературы звали Татьянами?
В тени Лариной
Все мы со школы помним, как завали собаку тургеневского Герасима. А как звали его любимую женщину? Татьяной ее звали, вот какой увидел ее Тургенев: «Татьяна, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки (впрочем, ей, как искусной и ученой прачке, поручалось одно тонкое белье), была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой — предвещанием несчастной жизни... Татьяна не могла похвалиться своей участью. С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней всё равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, — вот и всё. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни».
А Таню, старшую и любимую дочь Стивы Облонского, шалунью в туго натянутых чулочках, говорящую по-английски, помните? А героиню Чехова, в честь которой пьеса названа, Татьяну Репину? У Чехова в рассказе «Черный монах» — тоже Таня, Песооцкая, в любви к ней главный герой по чеховскому обыкновению признается сам себе, в шутку напевая арию из оперы: «Онегин, я скрывать не стану…»
А еще — Татьяна Павловна Пруткова, героиня романа Достоевского «Подросток», владелица 35-ти собственных крепостных душ и управительница над пятью сотнями душ чужих. Кто у нас еще на полке с томами с русских классиков? Позвольте представить: Татьяна Марковна Бережкова из «Обрыва», Гончарова вообще-то она всего лишь двоюродная бабушка Райского, но в романе — персонаж очень авторитетный, всем опора и советчица. Невозможно забыть и о реальной Татьяне, Татьяне Берс, которая подарила нам Наташу Ростову, стала ее прототипом.
Переходим на следующую полку. Татьяны среди героинь Бунина: маленькая крестьянская девочка Танька, трогательно привязанная к младшему братишке, горюющая о проданной лошади и мечтавшая вдоволь поесть «картох», и сероглазая горничная Таня, служившая у помещицы Казаковой: «…ей шел семнадцатый год, она была невелика ростом… ходила босая или, зимой, в валенках, ее простое личико было только миловидно, а серые крестьянские глаза прекрасны только молодостью».
Имя Татьяна любила давать своим героиням и Тэффи. Таней звали сестру главного героя набоковского «Дара», эта Таня у Набокова — персонаж структурообразующий, хотя в тексте она не появляется, а предстает перед нами только в воспоминаниях и стихах Годунова-Чердынцева, сестра Таня, товарищ по беготне, шумным играм в индейцев и закатыванию мяча под нянин комод. Впрочем, к теме Тани и мяча мы еще вернемся.
Татьяна Алексеевна Яковлева (1906-1991)
Татьяна — красавица
То, что наша Татьяна — красавица, это всем давно ясно, «Хороша была Танюша, краше не было в селе» — пишет про нее Есенин. В старой дворовой песне, которую поет Маркин, говорится, герой был таким снобом что проходил «даже мимо Тани, самой симпАААтичной во дворе». А вот Маяковский мимо Тани не прошел, и посвятил ей знаменитые строчки. Хотя в «Письме товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» ее имя не названо, узнать Татьяну можно сразу:
Представьте:
входит
красавица в зал,
в меха и бусы оправленная...
Инкогнито своей лирической героини Маяковский раскрыл чуть позже, в «Письме Татьяне Яковлевой» в котором грозился взять ее в Советскую Россию прямо «вдвоем с Парижем».
Враг по имени Татьяна
Может быть Татьяна и роковой женщиной. В романе Фридриха Горенштейна «Место» главный герой, бедняга, дорожащий своим местом в общежитии, считает своим врагом женщину по имени Татьяна, и должность у нее подходящая — зав.камерой хранения, но вот беда, имя это слишком благородно для врага, поэтому произносится оно иначе:
«Враг мой была женщина. Я ее помню ясно и вижу досконально. Была она невысокого роста, несколько сутуловата, лицо круглое, говоря объективно, не лишенное внешней привлекательности. О возрасте сказать затрудняюсь, возможно, тридцать с небольшим, а может, и все сорок. Фамилия ее была Шинкаренко, имя Татьяна. Но произносила она свое имя «Тэтяна», может, потому, что родом была из Белоруссии.
— Надя, — кричала она уборщице, — пойди принеси ведомость из прачечной, скажи, Тэтяна велела. Работала она зав.камерой хранения, где содержались вещи жильцов, а также раз в неделю производила обмен белья. Должность ее как будто чисто техническая, тем не менее, она занимала третье место в административной иерархии, во время отпуска комендантши заменяла ее и активно вмешивалась в судьбу жильцов. Я не знаю, откуда берет начало глубокая полнокровная ненависть Тэтяны ко мне».
Татьяна — умница
В детстве Тани импульсивны и склонны к экстравагантным поступкам, но потом об этом жалеют. Описан этот феномен, например, в стихотворении Агнии Барто «Наша Таня громко плачет». Вот и в стихах Чуковского Танечка была боевым товарищем Ванечки и вместе с ним убежала в Африку бегом, несмотря на предупреждения родителей, но кончилось все хорошо.
В юности Тани обычно берутся за ум, что и описано в «Открытой Книге» Вениамина Каверина, одна из частей ее так и называется «Юность Тани». Каверинская Таня всем советским Таням — пример, она выросла, выучилась, стала ученым-микробиолгом, исследовала свойства пенициллина и даже совершила в этой области открытие.
Жизненному пути Татьяны посвящена и поэма Наума Коржавина «Танька», которая начинается так:
Седина в волосах.
Ходишь быстро. Но дышишь неровно.
Все в морщинах лицо —
только губы прямы и тверды.
Танька!
Танечка!
Таня!
Татьяна!
Татьяна Петровна!
Неужели вот эта
усталая женщина —
ты?
Татьяной зовут и главную героиню романа Натальи Ильиной «Возвращение», посвященного жизни русских эмигрантов в Китае, многие испытания выпали на долю этой конкретной Тани. О том, что в жизни Татьян не все так просто написал и Алексей Арбузов в своей знаменитой пьесе «Таня». Арбузовская Таня — жена талантливого конструктора. Для того, чтобы помочь мужу, она оставила медицинский институт, растеряла друзей. Однако жертва была напрасной, муж оказался подлецом, и Таня от него ушла. Перетерпев множество бед и лишений, героиня вышла из испытаний с честью (не зря Таня и испытанья — рифмуются), и в согласии с пафосом эпохи стала знаменитым врачом на Севере.
Не по-женски твердым, прямо-таки стальным характером обладала и героиня повести Макса Поляновского, «Дважды Татьяна», юная партизанка и разведчица Татьяна Бауэр-Климантович, вспомним, что именем Таня назвалась знаменитая Зоя Космодемьянская, Таней вошла она в историю.
Мы претендуем на академическую полноту татьянинского списка, поэтому отметим песни посвященные Таням-Татьянам групп «Крематорий» и «Краденое солнце», «На-На» и «Бахыт-компот», песню Подольских курсантов из фильма «Битва за Москву» — «Таня, Танюша, Татьяна моя», песню Трофима Танька-Красавица и песню «Таня-дура» Евгения Маргулиса (не хотелось бы обижать Таню в праздник, но из песни слова не выкинешь). Вспомним популярный сериал «Татьянин день», двух Татьян — героинь книги «Ворон», Дмитрия Вересова Таню Гроттер, которую придумал Дмитрий Емец, и героиню фильма «Весна на Заречной улице».
А если наш список вдруг оказался неполным, дополните его в комментариях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий