Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 15 ноября 2018 г.

из истории веера



Читая романы прошлых времен или рассматривая картины, мы часто встречаем упоминание вееров. Что они значили и о чем говорили рассказал в своем посте
Андрей Мякотин
Нынче сложно установить, когда и где конкретно появился впервые веер. На изобретение этой вещицы претендуют сразу три государства - Китай, Индия и Япония.
Но независимо оттого, где впервые начали пользоваться веерами, этот предмет очень скоро перестал быть просто приспособлением для охлаждения и приобрёл особые значения. Постепенно он превратился в символ власти и богатства - веером было разрешено пользоваться только знатным людям. Особое значение он приобрёл в сложных японских церемониях, где появилось несколько разновидностей вееров: веер для дворца, веер для войны, веер для танцев, веер для сопровождения чайной церемонии и т.д. В греческой мифологии веер стал символом богини любви Афродиты. На картинах более позднего времени европейские художники зачастую изображают дам с веерами, хотя и непривычной для Европы Х1Х века формы, но использующих именно в привычной для нового времени манере.
Между тем в Риме этот предмет называли «флабелум» - веер в те времена имел очень длинную ручку, поэтому некоторые рабы становились так называемыми «флабелиферами» - теми, кто овладел искусство махать веером изящно и деликатно. Это было весьма непросто. Более привычно для нашего понимания, как некий светский атрибут для дамы, веера стали использовать в XVI в. Постепенно веера стали приобретать "региональную специфику". Так в Италии веера стали делать круглой формы и украшать их перьями - затем эта мода перекачивала и во Францию, благодаря Екатерины Медичи, супруге Генриха II Валуа.  (508x699, 134Kb)
 А в Англии «покровительницей вееров» стали называть королеву Елизавету I Тюдор, которая установила обычай, согласно которому Её Величеству в подарок можно преподнести было только один предмет - веер.    (597x700, 240Kb)
Её так и называли - "покровительница вееров". Известно немало её портретов с этим аксессуаром. Про это есть интересная статья "Двенадцать вееров Елизаветы 1 Тюдор". Однако настоящий свой расцвет эта вещичка приобрела в XVIII веке.
Для дам из этого столетия веер уже был не просто красивым атрибутом, символом её знати. Веер стал настоящим оружием женского кокетства. Он превратился в особый способ общения.
 И поэтому его внешнему виду стали придавать ещё большее значение. Появляются веера из кружева, украшенные драгоценными камнями. На веерах начинают писать целые художественные композиции и даже портреты. Всё чаще для их изготовления используют золото и серебро. Людовик XIV даже учредил в Париже специальную корпорацию мастеров по изготовлению вееров. А маркиза Помпадур была столь большой поклонницей вееров, что с её подачи к росписи этих аксессуаров стали привлекать самых знаменитых художников, таких как Ватто и Буше. Затем в веера научились вставлять маленькие зеркальца, чтобы можно было незаметно наблюдать за тем, кто входит и выходит из залы; кто, где с кем и как стоит и т.д. И постепенно вырабатывался целый язык символов и жестов, с помощью которых дама могла многое поведать своему собеседнику. Светская жизнь имела некий парадокс: с одной стороны, строгие этикет и мораль требовали очень скромного и кроткого поведения от женщины, с другой - элегантность и светскость, которыми женщина также должна была обладать, требовали допущения в своем поведении доли кокетства. Веер стал идеальным способом совмещать эти два противоречия.
 Есть предположение, что язык вееров зародился в Испании, как наиболее строгой по этикету стране. По другой версии, родиной языка веера является Франция времен Людовика XIV. Но вообще можно говорить о том, что при каждом светском дворе формировался постепенно свой собственный язык вееров, и разные жесты могли от региона к региону иметь какое-то своё особое значение. Но были жесты вполне понятные всем представителям аристократии. Так, например, если дама взяла веер в правую руку - этого могло означить, что она вполне положительно относиться к своему собеседнику и призывает его быть чуточку смелее.
Если же веер находился в левой руке, это можно было расценить как тайный знак кому-либо обратить на даму внимание.
 
Невзначай переложенный веер из одной в другую руку порой обозначал согласие дамы на тайное свидание.
 
Закрытый веер в правой руке, обращенный в сторону собеседника обозначал любовь и расположение. Очень часто именно в таком положении рисовали веер на портретах знатных дам. Собеседником выступал зритель картины, именно к нему обычно был обращен веер на портретах. Таким образом, портрет говорил о том, что у дамы есть предмет чувств, но при этом его имя оставалось для потомков тайной.
Весьма говорящей позой дамы с веером была та, в котором веер держался в левой руке, немного раскрытым, лицевой стороной к зрителю. Этот жест буквально говорил - «Вы страдаете - я вам сочувствую». А в русском языке из-за вееров появилось в XIX веке выражение "махаться" в значение кокетничать.
Дело в том, что если дама начинала очень часто обмахиваться веером, то её поведение кавалер вполне мог расценивать как легкое кокетство, в котором не было ничего предосудительного. А вот дамы, которые кокетничали более открыто, с помощью слов или вообще прикосновений как раз могли осуждаться обществом.
На закате Российской Империи в Москве в 1911 году вышел сборник «Хороший тон. Сборник правил, наставлений и советов, как следует вести себя в разных случаях домашней и общественной жизни». Целых две страницы в нём были посвящены искусство владению веером, хотя этот атрибут уже начал терять свою былую популярность. В частности, сборник говорил, что собеседнику, который пользуются особым расположением, веер надо подавать верхним концом, ручкой вниз. Этот жест будет означать любовь. А вот если дама хочет выразить презрение к своему кавалеру, то достаточно подать ему веер нижним концом, т.е. ручкой вверх.
 
Я дополнила текст автора небольшими комментариями и иллюстрациями из интернета

Комментариев нет:

Отправить комментарий