Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 23 декабря 2018 г.

как оценить литературное произведение

Как читатель я вполне могу оценить качество текста: его язык, стиль, уровень. Но именно как читатель, то есть нравится - не нравится, и почему. Но иногда нужно уметь сделать  это аргументированно, например, готовя рецензию или участвуя в работе жюри. Здесь желательно иметь под рукой чёткие параметры. И вот встретила такую памятку тут.
Автор, для меня спрятанный за инициалами  D.S., дает советы: Немного об оценке конкурсных рассказов НФ_2019
Она разбирает фантастику, но по-моему её памятка подходит к любому художественному тексту, если понимать некоторые вещи чуть более широко.

Приступая к распределению оценок, отбросьте на время основной критерий оценки «понравилось» и «не понравилось». Они нам пригодятся (или нет) в самом конце.
Итак, нам надо распределить оценки по 10-бальной шкале. Вы можете придумать себе десять пунктов, по которым будете оценивать рассказы, давая за каждый по баллу. А можете обойтись пятью.Я начинала с пяти, потом поняла, что мне, зачастую, не хватает пространства для маневра, и расширила список.
Например (в произвольном порядке):
Мир. Насколько он прописан? Набросал ли его автор лишь штрихами? А может, перестарался, написал о мире столько, что это начинает мешать? Понимаете ли вы, по каким законам живет мир, в котором происходит действие? Я не хочу сейчас сказать, что автор должен принести в рассказ свод законов своего мира, но совсем неплохо, если читатель будет понимать, куда он попал, кто все эти люди и что вокруг происходит. Насколько мир оригинален? Привнес ли автор что-то свое или позаимствовал свой мир? Да, придумать что-то новое сложно, но вдруг? Если придумал, то это дополнительный плюс.
Герои. Видите ли вы их? Сочувствуете? Сопереживаете? Показан ли их характер? Насколько яркими и харизматичными получились герои? Меняются ли они к концу рассказа? Меняются ли их отношения с окружающими?
Сюжет. Я не буду сейчас говорить о таких сложностях, как композиция, анализ событийного ряда и т.д. и т.п. По хорошему, это все, конечно, неплохо бы знать, но кто знает, тому объяснять не надо, кто не знает, узнает со временем. Надеюсь :)
Давайте по-простому: попробуем своими словами пересказать, что это такое мы прочитали? Если не получается, возможно, вы просто невнимательно читали. Шутка :) Хотя, в каждой шутке, естественно, содержится доля правды. Но если вы с первого раза во всем разобрались или, едва дочитав, кинулись перечитывать, чтобы найти то, что возможно, пропустили или не поняли, если после прочтения в вашей голове что-то осталось, это уже хорошо. Можете смело ставить 2 балла, если оцениваете по пяти пунктам. На самом деле, когда сами начнете оценивать, поймете, что тут все несколько сложнее, хочется дробить эти два балла на части, и где-то вы поставите 1,75, например, а не два. В итоге эти сотые доли и помогают иногда решить, кому ставить 7, а кому 8 :)
Внутренняя логика рассказа. Все ли ружья, развешанные автором на стенах в начале рассказа, выстрелили в финале? Логичны ли поступки героев?
Темпо-ритм. Это сложный пункт, для продвинутых пользователей :)
«Темп – это скорость развития внутреннего действия. Ритм – это скорость развития внешнего действия. От их сочетания зависит напряженность ситуации. Если герой отстреливается от полицейских, бегает по крыше, угнал машину – это ритм. Если пара молодоженов идет к кровати, чтобы заняться любовью, а под кроватью тикает бомба с часовым механизмом, о чем они не знают – это темп. Действие внешнее предельно медленно. Внутреннее – предельно напряженное, быстрое. Это может по-разному сочетаться — темп и ритм".(с) Олди
Ну да, я понимаю, все сложно :) Можно проще. Провисло ли где-то действие? Вот бежал герой по крыше, отстреливаясь от бандитов, и тут вдруг – раз! – увидел, скажем, дуб и призадумался… абзацев этак на несколько. Но мы-то хотим знать не про дуб, а про пули, которые летят в него и в бандитов! Пусть подумает про дуб в паузе между перестрелками. Потому что, в произведении должен быть не только экшн, читатель должен еще и иметь возможность выдыхать иногда.
Финал. Ждали ли вы его как избавления от невыносимой нудятины или потому что вас действительно захватил рассказ, хотелось поскорее узнать, чем же все закончилось? Если второе, то насколько финал вас впечатлил? Сошлись ли все события в одну точку, был ли финал неожиданным?
Сверх-идея. Это уже сложнее. Говорят, сверх-идея, а проще говоря, некая мысль, незримо реющая над произведением, должна быть обязательно. Что хотел сказать автор своим рассказом? Удалось ли ему это? И нет, лозунги и пламенные речи, в которых герои, встав на броневичок, выражают эту мысль, будут скорее минусом, чем плюсом. И, да, есть множество рассказов великих, где вы эту сверх-идею не найдете. Однако и у великих не каждый рассказ – бесценен, а на конкурсах за отсутствие сверх-идеи вас непременно пнут.
Язык, стилистика, грамотность. Про грамотность на этом конкурсе говорилось уже много, не хочется повторяться. Я сама не из тех авторов, которые назовут рассказ плохо вычитанным из-за пары запятых. Тем не менее, выступлю в роли капитана очевидность: грамотно написанный текст куда более привлекателен, чем тот, который изобилует ошибками и опечатками. Про стилистику долго говорить не буду, на вкус и цвет все фломастеры разные, как известно. Если вы нигде ни разу не споткнулись и не запнулись – уже отлично.
Фантастическая составляющая. Поскольку у нас конкурс фантастики, будет не лишним ввести и этот пункт. И тут уж каждый пусть оценивает исходя из своих соображений. Кто-то с пеной у рта будет доказывать, что вот этот, придуманный автором приборчик, никогда не сработает. И влепит по данному пункту ноль. А кто-то скажет, что автор придумал классную штуковину, и поставит сразу два балла.
Ну и наконец пункт последний. Понравилось или нет? Опять же, не буду растекаться мыслью по дереву. Ответов всего три: да, нет, не очень.
И еще один совет напоследок. У нас на чтение больше месяца. Прочтите все рассказы, не оценивая их. Даже если будете читать по одному в день, вам вполне хватит времени. Выждите недельку после того, как прочли все. А теперь попробуйте вспомнить прочитанное. Результат может вас удивить. Иногда в памяти остается не тот рассказ, который вам больше всего понравился в процессе, а совсем другой. И становится ясно, что тот, понравившийся, на самом деле проигрывает тому, что запомнился. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий