В 1980-х знаменитый японский писатель Содзи Симада создал новое направление внутри детективного жанра — романы-хонкаку. Детективы такого типа больше похожи на интеллектуальную игру, чем на литературу. Автор дает читателю столько же подсказок, сколько главному герою, чтобы тот мог попытаться раскрыть преступление самостоятельно — и, возможно, даже раньше сыщика в книге.
В традиционном детективе мы видим три равноценные составляющие: сюжетообразующая головоломка, харизматичный и запоминающийся сыщик и антураж, на фоне которого разворачивается интрига. В классическом детективе важны все три части, которые и создают запоминающийся роман. Фигура Шерлока Холмса и обстановка викторианской Англии запомнились читателям даже больше, чем собственно детективные загадки Конан Дойля.
В романах же основателя хонкаку Симады от классической схемы детектива сохраняется, по сути дела, только первое: сама головоломка. Сыщик хотя конечно присутствует, но его описание сводится к минимуму.
Антураж в таких романах обычно обозначен еще более схематично. Автор даже не пытается создать в романе какое-либо подобие атмосферы и погрузить в нее читателя. Элементы же собственно детективной головоломки, напротив, описаны в мельчайших — порой весьма утомительных — подробностях, причем узловые моменты проговорены по нескольку раз — очевидно, для самых непонятливых.
Впрочем, все эти особенности — следствие не писательской неумелости, но продуманной цельной концепции. Жанр хонкаку (в переводе с японского — «истинный, ортодоксальный»), изобретателем и первопроходцем которого значится Симада, — это, в сущности, не вполне литература, скорее — разновидность интеллектуальной игры. В отличие от всех прочих детективщиков, с большей или меньшей ловкостью имитирующих честную игру, Содзи Симада в самом деле сдает сыщику и читателю одинаковые карты. Более того, временами он прерывает повествование, прямо призывая нас включиться в соревнование с сыщиками и разгадать загадку преступлений раньше, чем они. Технически это реализуемо: все элементы пазла выложены на стол, и при большом желании из них правда можно собрать картину произошедшего. Более того, до последнего оставляя читателю шанс найти ответ (или хотя бы его часть) самостоятельно, Симада растолковывает развязку трижды: сначала посредством намеков и подсказок, затем на уровне технической схемы, а в заключение еще разок — уже с подробностями и психологическими нюансами. Так что если вы любите интеллектуальные головоломки, то жанр хонкаку для вас.
использован источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий