
Читая романы прошлых времен или рассматривая картины, мы часто встречаем упоминание вееров. Что они значили и о чем говорили рассказал в своем посте
Андрей Мякотин
Нынче сложно установить, когда и где конкретно появился впервые веер. На изобретение этой вещицы претендуют сразу три государства - Китай, Индия и Япония.

Между тем в Риме этот предмет называли «флабелум» - веер в те времена имел очень длинную ручку, поэтому некоторые рабы становились так называемыми «флабелиферами» - теми, кто овладел искусство махать веером изящно и деликатно. Это было весьма непросто.

А в Англии «покровительницей вееров» стали называть королеву Елизавету I Тюдор, которая установила обычай, согласно которому Её Величеству в подарок можно преподнести было только один предмет - веер.
Её так и называли - "покровительница вееров". Известно немало её портретов с этим аксессуаром. Про это есть интересная статья "Двенадцать вееров Елизаветы 1 Тюдор". Однако настоящий свой расцвет эта вещичка приобрела в XVIII веке.
Для дам из этого столетия веер уже был не просто красивым атрибутом, символом её знати. Веер стал настоящим оружием женского кокетства. Он превратился в особый способ общения.
И поэтому его внешнему виду стали придавать ещё большее значение. Появляются веера из кружева, украшенные драгоценными камнями. На веерах начинают писать целые художественные композиции и даже портреты. Всё чаще для их изготовления используют золото и серебро. Людовик XIV даже учредил в Париже специальную корпорацию мастеров по изготовлению вееров. А маркиза Помпадур была столь большой поклонницей вееров, что с её подачи к росписи этих аксессуаров стали привлекать самых знаменитых художников, таких как Ватто и Буше.


Есть предположение, что язык вееров зародился в Испании, как наиболее строгой по этикету стране. По другой версии, родиной языка веера является Франция времен Людовика XIV. Но вообще можно говорить о том, что при каждом светском дворе формировался постепенно свой собственный язык вееров, и разные жесты могли от региона к региону иметь какое-то своё особое значение. Но были жесты вполне понятные всем представителям аристократии. Так, например, если дама взяла веер в правую руку - этого могло означить, что она вполне положительно относиться к своему собеседнику и призывает его быть чуточку смелее.

Если же веер находился в левой руке, это можно было расценить как тайный знак кому-либо обратить на даму внимание.
Невзначай переложенный веер из одной в другую руку порой обозначал согласие дамы на тайное свидание.

Закрытый веер в правой руке, обращенный в сторону собеседника обозначал любовь и расположение. Очень часто именно в таком положении рисовали веер на портретах знатных дам. Собеседником выступал зритель картины, именно к нему обычно был обращен веер на портретах. Таким образом, портрет говорил о том, что у дамы есть предмет чувств, но при этом его имя оставалось для потомков тайной.

Весьма говорящей позой дамы с веером была та, в котором веер держался в левой руке, немного раскрытым, лицевой стороной к зрителю. Этот жест буквально говорил - «Вы страдаете - я вам сочувствую». А в русском языке из-за вееров появилось в XIX веке выражение "махаться" в значение кокетничать.
Дело в том, что если дама начинала очень часто обмахиваться веером, то её поведение кавалер вполне мог расценивать как легкое кокетство, в котором не было ничего предосудительного. А вот дамы, которые кокетничали более открыто, с помощью слов или вообще прикосновений как раз могли осуждаться обществом.
На закате Российской Империи в Москве в 1911 году вышел сборник «Хороший тон. Сборник правил, наставлений и советов, как следует вести себя в разных случаях домашней и общественной жизни». Целых две страницы в нём были посвящены искусство владению веером, хотя этот атрибут уже начал терять свою былую популярность. В частности, сборник говорил, что собеседнику, который пользуются особым расположением, веер надо подавать верхним концом, ручкой вниз. Этот жест будет означать любовь. А вот если дама хочет выразить презрение к своему кавалеру, то достаточно подать ему веер нижним концом, т.е. ручкой вверх.

Я дополнила текст автора небольшими комментариями и иллюстрациями из интернета
Комментариев нет:
Отправить комментарий