Недавно на Русской службе BBC был сюжет про село Димитрово нашего Биробиджанского района. Выглядело там всё грустно. И для этого есть основания. Наша область почти во всех рейтингах регонов России входит в 10-ку с конца. Что и не удивительно: находимся на краю России, население маленькое, 3 из 5 районов полностью сельские, промышленность еле теплится после 90-х. Но я хочу показать, что всё же и у нас не всё так грустно. В прошлую пятницу я по работе как раз побывала в Биробиджанском районе и хочу рассказать, что увидела.
Район этот небольшой - всего 6 сельских поселений, включающих 20 населённых пунктов, в том числе то самое с. Димитрово с 16 жителями по словам BBC. В нём я не была. Побывала только в с. Валдгейм (центр района), с. Птичник (это практически пригород г. Биробиджана) и с. Бирофельд.
Начну, конечно, с Районной библиотеки. Вот она на верхнем фото.
Я уже писала о ней раньше. Работают там люди дружные и увлеченные. В этот раз нам показали спектакль "Скомороший балаган" театра книги "Затейники", уже не один год работающий при библиотеке. Основной костяк любительской группы - дети, но есть и взрослые артисты, в основном библиотекари. Играли они хорошо, танцевали в красочных костюмах, обходясь минимумом декораций, которые тем не менее успешно создавали сказочную атмосферу. Как я знаю, этот коллектив постоянно готовит спектакли и выступает на Новогодние праздники, в летние каникулы перед своими односельчанами. Вторым пунктом нашей программы в библиотеке было посещение выставки "Хранители культурных ценностей". Её представила Вера Александровна Иванова, заведующая сектором краеведческой работы. Так теперь называется сельский музей. Когда-то районный музей был самостоятельным учреждением и работала в нём М. Рак, из семьи первостроителей Валдгейма. Потом содержать отдельно музей стало тяжело для района. Но его не ликвидировали, а передали библиотеке, сохранив экспонаты, выделив помещение, штатную единицу, чтобы краеведческая работа продолжалась. Село Валдгейм, как и наша Еврейская область, имеет свою уникальную историю, находится недалеко от Биробиджана, поэтому этот музей часто посещают школьники не только села и района, но и города, и иностранные туристы, желающие своими глазами увидеть быт еврейских первостроителей, обживавших когда-то Дальний Восток. Выставка, которую нам показали, была небольшой, но Вера Александровна сумела вместить туда и еврейскую страничку, и совсем недавнее прошлое села. По содержанию было видно, что выставка готовилась для школьников, которым одинаково далеки и 30-е, и 90-е годы прошлого века. Но Вера Александровна смогла через маленькие, близкие детям детали, показать историю страны и села. Мы увидели и букварь, по которому учились в послевоенные годы, и талоны, по которым покупали продукты в конце 80-х, начале 90-х, и рукодельные кулинарные книги, в которые собирали рецепты тогдашние хозяйки, и гранённый стакан, которым отмеряли продукты для этих рецептов, и множество других интересных и живых фактов прошлого. Впрочем, о том, как жили бабуки и дедушки нынешних ребят рассказывала не только эта выставка, но и многие другие экспозиции музея. Я воспользовалась моментом и быстро пробежала по залам музея. Многие экспонаты показывали быть сельчан прошлого, 20 века. Село Валдгейм, как и сам район, и наша автономия не насчитывают ещё и века истории за плечами. Поэтому патефон и керосиновые лампы для нас настоящие раритеты. Вот такие стулья делала одна из первых артелей нашего города, а лежащая на швейной машинке вышитая рубаха напоминает посетителям, что многие первопоселенцы приехали сюда когда-то из Украины и Белоруссии. В советские годы колхоз "Заветы Ильича" был миллионером и жили селяне зажиточно. Я уже и раньше была в этом музее, и писала об этом. Мне было приятно увидеть, что он живёт и развивается. Все сфотографированные экспозиции были для меня новыми, в прошлые приезды их не было. Но самым интересным и ценным пополнением стали древности, попавшие в фонд музея из археологических раскопок на территории района. Естественно, что история нашей земли не сводится даже к 160 годам русских сёл, а начитывает не одно тысячелетие. Ещё в 1966 г. известные археологи А.П. Окладников и А.П. Деревянко опубликовали материалы раскопок 1960 г. мохэского могильника в пос. Найфельд Еврейской автономной области. Этот некрополь прочно занял ведущее место среди раннесредневековых памятников Приамурья, так как его керамический материал (лепная керамика вазовидной или горшковидной формы с налепным валиком под венчиком) и погребения (грунтовые ямы со вторичными захоронениями) были одними из признаков, выделенными А.П. Окладниковым, для «единой мохэской археологической культуры» Одна из 5 групп мохэской культуры даже получила название по имени этого села Биробиджанского района - найфельдская. Так что любой археолог, занимающийся изучением Дальнего Востока, знает про это село. Сегодня я не слышала, чтобы у нас работали серьёзные научные экспедиции, но студенты ПГУ им. Шоллом-Алейхема (наш университет) ездят на археологическую практику. Я не уточняла, но думаю, что это именно их находки представлены теперь в этом сельском музее. Жаль, что у меня было мало времени рассмотреть и расспросить обо всём подробней. той библиотеке и музею есть что показать гостям. Подозреваю, что эта ваза подарок от китайских гостей музея.
Я уже писала о ней раньше. Работают там люди дружные и увлеченные. В этот раз нам показали спектакль "Скомороший балаган" театра книги "Затейники", уже не один год работающий при библиотеке. Основной костяк любительской группы - дети, но есть и взрослые артисты, в основном библиотекари. Играли они хорошо, танцевали в красочных костюмах, обходясь минимумом декораций, которые тем не менее успешно создавали сказочную атмосферу. Как я знаю, этот коллектив постоянно готовит спектакли и выступает на Новогодние праздники, в летние каникулы перед своими односельчанами. Вторым пунктом нашей программы в библиотеке было посещение выставки "Хранители культурных ценностей". Её представила Вера Александровна Иванова, заведующая сектором краеведческой работы. Так теперь называется сельский музей. Когда-то районный музей был самостоятельным учреждением и работала в нём М. Рак, из семьи первостроителей Валдгейма. Потом содержать отдельно музей стало тяжело для района. Но его не ликвидировали, а передали библиотеке, сохранив экспонаты, выделив помещение, штатную единицу, чтобы краеведческая работа продолжалась. Село Валдгейм, как и наша Еврейская область, имеет свою уникальную историю, находится недалеко от Биробиджана, поэтому этот музей часто посещают школьники не только села и района, но и города, и иностранные туристы, желающие своими глазами увидеть быт еврейских первостроителей, обживавших когда-то Дальний Восток. Выставка, которую нам показали, была небольшой, но Вера Александровна сумела вместить туда и еврейскую страничку, и совсем недавнее прошлое села. По содержанию было видно, что выставка готовилась для школьников, которым одинаково далеки и 30-е, и 90-е годы прошлого века. Но Вера Александровна смогла через маленькие, близкие детям детали, показать историю страны и села. Мы увидели и букварь, по которому учились в послевоенные годы, и талоны, по которым покупали продукты в конце 80-х, начале 90-х, и рукодельные кулинарные книги, в которые собирали рецепты тогдашние хозяйки, и гранённый стакан, которым отмеряли продукты для этих рецептов, и множество других интересных и живых фактов прошлого. Впрочем, о том, как жили бабуки и дедушки нынешних ребят рассказывала не только эта выставка, но и многие другие экспозиции музея. Я воспользовалась моментом и быстро пробежала по залам музея. Многие экспонаты показывали быть сельчан прошлого, 20 века. Село Валдгейм, как и сам район, и наша автономия не насчитывают ещё и века истории за плечами. Поэтому патефон и керосиновые лампы для нас настоящие раритеты. Вот такие стулья делала одна из первых артелей нашего города, а лежащая на швейной машинке вышитая рубаха напоминает посетителям, что многие первопоселенцы приехали сюда когда-то из Украины и Белоруссии. В советские годы колхоз "Заветы Ильича" был миллионером и жили селяне зажиточно. Я уже и раньше была в этом музее, и писала об этом. Мне было приятно увидеть, что он живёт и развивается. Все сфотографированные экспозиции были для меня новыми, в прошлые приезды их не было. Но самым интересным и ценным пополнением стали древности, попавшие в фонд музея из археологических раскопок на территории района. Естественно, что история нашей земли не сводится даже к 160 годам русских сёл, а начитывает не одно тысячелетие. Ещё в 1966 г. известные археологи А.П. Окладников и А.П. Деревянко опубликовали материалы раскопок 1960 г. мохэского могильника в пос. Найфельд Еврейской автономной области. Этот некрополь прочно занял ведущее место среди раннесредневековых памятников Приамурья, так как его керамический материал (лепная керамика вазовидной или горшковидной формы с налепным валиком под венчиком) и погребения (грунтовые ямы со вторичными захоронениями) были одними из признаков, выделенными А.П. Окладниковым, для «единой мохэской археологической культуры» Одна из 5 групп мохэской культуры даже получила название по имени этого села Биробиджанского района - найфельдская. Так что любой археолог, занимающийся изучением Дальнего Востока, знает про это село. Сегодня я не слышала, чтобы у нас работали серьёзные научные экспедиции, но студенты ПГУ им. Шоллом-Алейхема (наш университет) ездят на археологическую практику. Я не уточняла, но думаю, что это именно их находки представлены теперь в этом сельском музее. Жаль, что у меня было мало времени рассмотреть и расспросить обо всём подробней. той библиотеке и музею есть что показать гостям. Подозреваю, что эта ваза подарок от китайских гостей музея.
Комментариев нет:
Отправить комментарий