Галина Сергеевна Ковалева, руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, кандидат педагогических наук, представила результаты формирования читательской грамотности российских школьников по материалам последних международных исследований PISA и PIRLS. Так, например, согласно результатам PIRLS, Россия занимает первое место в рейтинге стран-участниц исследования.
В 2016 году значительно выросло число российских четвероклассников, которые очень любят читать и каждый день читают для собственного удовольствия: с 26% в 2011 году до 46% в 2016 году. Вместе с тем, число российских детей, которые не любят читать с 2011 года уменьшилось на 3%. Согласно данным исследования PISA-2018, российские 15-летние учащихся занимают 31-е место (в 2015 — 26-е). 32% учащихся читают художественную литературу по собственному желанию несколько раз в месяц, еще пятая часть читает примерно раз в месяц, несколько раз в неделю читает почти четверть школьников (23%).
Миллениалы чаще, чем старшие поколения, говорят, что библиотеки помогают им искать достоверную информацию, учиться новому и принимать обоснованные решения.
Кирилл Сергеевич Родин, директор по работе с органами государственной власти Всероссийского центра изучения общественного мнения, сообщил, что в России доля читающих книги остается стабильной и составляет более половины всех опрошенных — 53%, среди них более активными читателями являются женщины (59% против 46% мужчин). Если говорить о возрастной группе, то молодежь читает активнее людей старшего возраста: 83% читателей — молодые люди в возрасте 18-24 лет. Отношение россиян к книге, как лучшему подарку, остается стабильным — об этом заявили 73% опрошенных. Чаще всего респонденты заявляли о том, что подарили бы книги своим детям (51%).
Юлия Петровна Мелентьева, заместитель председателя Научного совета по проблемам чтения РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заметила, что в связи с возникновением так называемого «цифрового чтения» существует насущная необходимость пристального изучения всех его видов – от чтения гипертекстов до чтения СМС-сообщений. По её мнению, помимо социологов и психологов важно учитывать мнения физиологов, которые должны включить цифровое чтение в сферу своих научных интересов.
Нина Анатольевна Селиверстова, профессор кафедры социологии Московского гуманитарного университета, доктор социологических наук, представила методику изучения чтения на материалах популярной книги Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза». Наталья Владимировна Самутина, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований им. А. В. Полетаева, кандидат культурологии, рассказала о востребованном сегодня в молодежной среде жанре — японских комиксах манга.
Вера Викторовна Ялышева, заведующая Центром чтения Российской национальной библиотеки, председатель секции по чтению РБА; Анна Сергеевна Степанова, ведущий методист Центра чтения Российской национальной библиотеки, и сотрудники отдела социологии психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки Елена Андреевна Колосова, Вера Петровна Чудинова и Александра Юрьевна Губанова провели семинар, на котором были представлены методики работы с базой данных «Чтение и библиотечная аудитория: библиотековедческие и социологические исследования», в которой собираются материалы исследований библиотек. Были представлены основные требования для размещения материалов исследований в этой базе и перечислены наиболее распространенные ошибки в заполнении анкет. Базу данных Российская государственная детская библиотека составляет совместно с Российской национальной библиотекой, начиная с 2014 года.
В рамках заседания состоялся мастер-класс «Новые технологии на службе библиотечного исследователя», на котором были освещены современные методы социологических исследований, преимущества и ограничения применения онлайн-опросов в библиотечной работе при изучении детей и подростков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий