Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 12 ноября 2020 г.

из истории книжной обложки

 

Как всё начиналось Первые прототипы обложек появились вместе с первыми книгами-блоками, отличными от бытовавших до этого свитков или уж тем более глиняных табличек. Назывался такой прототип «диптих» — обычно это были две скрепленные между собой пластины из дерева или металла, часто обтянутые кожей. С наружной стороны диптихи были гладкими, чтобы было проще выцарапывать название. Первое время, конечно, никто даже не думал о художественном оформлении и о красоте этой обложки — сделали книгу, название написали, ну и хорошо. Но рукописная книга, на создание которой уходило столько труда была настоящей ценностью. От этого у владельцев появлялось вполне естественное желание подчеркнуть этот факт и продемонстрировать свою состоятельность даже тому, кто не мог оценить ценность знаний, скрытых внутри, драгоценностью сразу обложки.  
Обложки принялись украшать драгоценными камнями, золотом и другими дорогостоящими побрякушками. Даже сами пластины, лежащие в основе переплета, начали делать из драгоценных металлов.
Но это делало книгу слишком тяжелой и дорогой. Даже появление в 1440 году печатного станка Иоганна Гуттенберга не заставило условных «издателей» отказаться от дорогостоящих обложек. Книги все еще были роскошью, хотя некоторые — в особенности, религиозные труды — становились проще в плане оформления. Хватало обычной кожаной (порой и вовсе деревянной) обложки и минимального украшения, а иногда обходились и без декоративных элементов.  
Но с развитием общества и появлением всё большего слоя образованных людей появлялось всё больше книг, оформленных без таких излишеств. Вместе с тем сохранялась и идея подчеркнуть ценность книги через обложку. Во времена правления российской императрицы Елизаветы Петровны, стали появляться роскошные издания, которые часто называли подарочными — обложки начали делать из тонкой белой кожи, бархата или шелка, добавляя к этому великолепию золотые надписи и тиснения. Одним из самых великолепных переплетов того времени считался переплет «Обстоятельного описания коронации Елизаветы Петровны, Самодержицы Всероссийской»
.  
Это не он:) До чего дошёл прогресс С 1820 г. книжные обложки наконец-то стали приближаться к привычным, знакомым нам с вами. Появились паровые прессы, создание переплетов потихоньку приобретало механизированный характер, да и читающих становилось все больше. Тогда издатели поняли, что роскошные обложки не выгодны. Тем более, что для привлечения покупателя появилась новая возможность. В XIX веке технологии развивались невероятными скачками. Уже скоро стало возможным и вполне доступным печатать обложки с многоцветной литографией и полутоновыми иллюстрациями. Но обложка книги - это всё ещё искусство. Для их создания привлекаются известные художники. Сам дизайн выполняется в стиле новомодных на то время художественных течений
.  
 Следующая маленькая революции в истории обложек и в книжной индустрии случилась в вполне конкретную дату — 19 июня 1939 г. В этот день в Америке Роберт де Грааф дает жизнь издательству «Pocket Books», которое породило целое книжное направление — так называемый «палп», или, если уж совсем по-русски, «бульварное чтиво». Это были невероятно дешевые книжки, напечатанные на ужасной бумаге, но очень удобные для чтения в дороге на один раз. Часто палп-книги заканчивали свою жизнь в мусорном ведре — но не потому, что яростный читатель разочаровался сюжетом. Просто произведений такого качества печати и правда хватало на один раз.
Но сегодня мы говорим об обложках… что же такого случилось? Изображения стали по-настоящему зазывающими, а иногда даже и вызывающими, ведь надо было заманивать читателя, чтобы тот купил книгу. То испуганные люди бегут от роботов или пришельцев, то перекачанные мужчины стреляют из пистолетов, то безумные ученые захватывают в плен девушку и пытаются вколоть ей что-то жутко-красное. Не скупились художники даже на картинки с явными эротическими мотивами — часто изображали полуголых, зачастую сексуальных девушек. Чего не сделаешь ради рекламы! Обложки стали яркими и кричащими, но изображения практически всегда не совпадали с содержанием.  
Хорошо забытое старое 
О современности можно говорить много и бесконечно, потому что она происходит прямо у нас на глазах. Но сейчас на рынке заметена феерия из всех предыдущих этапов — конечно, книги с бриллиантами уже не выпускают, но бархатные подарочные обложки никуда не делись.  
В общем, почти все, что, казалось, кануло в лету — снова вернулось. Ничего тут не поделаешь. История, а вместе с ней и мода, циклична. Есть на рынке и красивые подарочные издания, о чем мы уже сказали. Есть обложки а-ля «палп» — вызывающие и не соответствующие содержанию. Зачастую издатели стремятся и к минимализму, возвращаясь во времена античности: или оставляют лишь названия, или не заказывают полноценных иллюстраций, а пользуются узорами и графическими изображениями.  
Хотя сегодня даже издания с бриллиантами появляются на рынке! Они, в свою очередь, делятся на два вида. Вполне возможно найти книги с настоящими изумрудами, и даже с элементами из золота. Скорее всего, такие произведения будут продаваться на аукционах. Мы, например, наткнулись на роскошную (с точки зрения обложки) биографию Рональда Рейгана и на издание книг Льва Толстого с золотым теснением.  

Другой же вид: это обложки, «драгоценные камни» которых сделаны обычно из пластика, просто чтобы детям было интереснее листать книжку. Особенно в этом преуспело издательство «Махаон» со своей серией произведений.
Сегодня всё больше книг превращаются в электронные издания, но это не отменяет необходимости обложки. Только и она теперь превращается в цифровую картинку. А вот те, кто по прежнему хочет насладиться обладанием реальной "живой" книги иногда обращается к опыту предков и создаёт полностью рукодельные обложки. Например, такие  
Сказочные обложки для книг от Aniko Kolesnikova  
для поста частично использован материал отсюда

Комментариев нет:

Отправить комментарий