Продолжу знакомить с лучшими по мнению легендарного журнала "Мир фантастики" фантастическими (в широком понимании жанра) книгами ушедшего года. Теперь очередь дошла до
Магический реализм года
В статье "Лучшие книги 2020 года: Фантастика и фэнтези" нашлось место и такой номинации.
Магический реализм — фантастика без объяснений. Её зачастую с удовольствием читают и те, кто обычно морщит нос при слове "фэнтези". Ещё бы! Ведь в списке авторов этого жанра такой классик, как Габриель Гарсиа Маркес с его "Сто лет одиночества".
В качестве заставки к посту использованы картины Роберта Гонсалвеса, представляющего магический реализм в живописи.
Но вернёмся к книгам. На сей раз эксперты внесли в список номинантов более близкие к фэнтези викторианскую стилизацию Джаннет Инг (о которой было в предыдущем посте этой серии) и путешествие по волшебному Вильнюсу Макса Фрая. Другие номинанты более традиционны — биография гениального ворона от Джона Краули и «Диккенс с драконами» Джо Уолтон. Остановимся на них подробней. Джон Краули «Ка: Дарр Дубраули в руинах Имра»
Из серии: The Big Book
В 2020 году впервые вышел на русском новейший роман Джона Краули, автора тетралогии «Эгипет», посвященной философии волшебства, и прославленного «Маленького, большого»; Нил Гейман называл эту книгу одной из своих любимых, а Урсула Ле Гуин – «поистине уникальным романом, в одиночку совершившим жанровую революцию».
Дарр Дубраули – не простая ворона. Первым из всех ворон он обзавелся собственным именем и научил остальных ворон, как устроить так, чтобы, если какая-нибудь птица «сделает что-то важное, что-то смелое», память о ней не умерла. А еще Дарр Дубраули путешествует не только между Имром (человеческим миром) и Ка (царством ворон) – ему также открыта дорога в Иные Земли, где спрятана Самая Драгоценная Вещь; кто ее найдет – будет жить вечно. Этому научила Дарра Дубраули жрица друидов Лисья Шапка;
и, возрождаясь заново, подобно фениксу, Дарр каждый раз повторяет этот путь – со средневековым монахом, известным как Брат, с Одноухим Рассказчиком из индейского племени Вороний клан, с медиумом Анной Кун, стремящейся доставить таким же, как она, вдовам Гражданской войны утешительную весточку от тех, кого уже нет…
«„Ка“ – образцовый пример невероятно трогательной, глубоко личной работы, какую великий художник иногда выдает под занавес своей карьеры» (The Washington Post).
Ещё несколько очаровавших меня иллюстраций к этой книге.
Джо Уолтон «Клык и коготь»
Из серии: Мастера магического реализма (АСТ)
Современная канадская писательница валлийского происхождения Джо Уолтон всегда любила викторианские романы, на которых выросла. Впрочем, это она признает, что некоторые ключевые аксиомы этого жанра неверны: люди в жизни не такие. А если бы были такими?
Чтобы ответить на этот вопрос, Уолтон создала фантастический роман под названием «Клык и коготь», чей сюжет во многом повторяет события известного викторианского романа Энтони Троллопа «Фрамлейский приход». С одним лишь отличием: речь в книге Уолтон пойдет не о людях, а о… драконах.
Эти существа сильны и опасны, но, как и люди, смертны. И когда пробивает час старого дракона Бона Агорнина, возглавляющего влиятельное семейство, он призывает к смертному одру своих многочисленных отпрысков. В его власти одарить их чрезвычайной милостью, но это отнюдь не богатство, хотя и без него не обойдется. Самый последний, могущественный и страшный дар умирающего дракона своим детям – это… его тело. А долг потомков состоит в том, чтобы съесть его и обрести силу для роста. Ибо в мире драконов либо ешь ты, либо едят… тебя.
Макс Фрай «Тяжелый свет Куртейна. Зеленый» Из серии: Тяжелый свет Куртейна
Заключительная часть романа-эпопеи «Тяжёлый свет Куртейна» растянулась на три тома, где каждая глава предваряется рецептом коктейля со словом «зелёный» в названии. Помимо коктейлей и неизбежной ассоциации «зелёный змий» (а здесь герои пьют алкоголь в разы чаще, чем кофе), в этом томе появляется ещё и зелёный свет— буквально, в виде светофоров, которых на первых страницах рассыпано более чем достаточно.
Этот поданный в лоб символ предсказывает, как будет развиваться глобальный сюжет «Тяжёлого света Куртейна» далее: дорога между мирами становится всё доступнее, всё больше путешественников получают «зелёный свет». Теперь это уже практически свершившийся факт, которому на страницах тома дано внятное объяснение.
Магов из иной реальности, равно как и чудесных её проявлений, в Вильнюсе становится всё больше. Тем временем художник Зоран, которого «забрала» Эта Сторона, приближается к раскрытию правды о себе, а Эдо Ланг, уехав отдохнуть в Барселону, внезапно перемещается на Эту Сторону, в «город мёртвых» Элливаль, и вынужден освоить кое-какую древнюю магию, чтобы не сгинуть окончательно.
По мнению экспертов на пёстром фоне книг 2020, созданных в стиле магического реализма, безусловно выделяется:
Сюзанна Кларк «Пиранези»
Из серии: The Big Book
Переводчик: Е. Доброхотова-Майкова
Последний роман Сюзанны Кларк «Пиранези», который совершенно не похож на предыдущую книгу автора, принёсшую ей всемирную славу. «Пиранези» — гораздо более камерная вещь, нежели монументальный «Джонатан Стрендж и мистера Норрелл», и она удивительно хорошо ложится в контекст минувшего года. Перед нами история человека, запертого в огромном Доме, полного странных чудес и явлений. Новая работа Кларк — книга с очаровательным послевкусием, полная оригинальных метафор и красивых аллегорий. В общем, настоящая визитная карточка европейского магического реализма.
Фантастический роман «Пиранези» вдохновлен творчеством создателя Нарнии Клайва Стейплза Льюиса и аргентинского прозаика Хорхе Луиса Борхеса, а также итальянского археолога и художника-графика XVIII века Джованни Баттисты Пиранези. С рисунками последнего связано понятие «бумажная архитектура», подразумевающее проекты зданий, неосуществимые в реальности.
Человек по имени Пиранези живет в гигантском Доме, чьих подлинных размеров и свойств не знает никто. Бесконечные Залы Дома наполнены прекрасными Статуями. Нижние Этажи находятся во власти Океана, тогда как верхние теряются в Облаках. Иногда случаются Приливы. Пиранези отслеживает их – это его обязанность. В остальное время он блуждает по Залам и ухаживает за скелетами тех тринадцати, что были здесь до него.
Для человека, которого мы знаем как Пиранези, Дом с большой буквы – это целый Мир. «С начала Мира в нем точно существовали пятнадцать человек», и Пиранези – пятнадцатый. Он исследует бесконечные Залы, украшенные величественными Статуями, и составляет расписание Приливов, захлестывающих нижние этажи. На верхние этажи заплывают Облака и залетают птицы, а по вторникам и пятницам Пиранези встречает Другого. «Красота Дома несказанна, – пишет Пиранези в своем дневнике. – Доброта его беспредельна». Но однажды он обнаруживает следы человека номер шестнадцать…
«„Пиранези“ – изысканная шкатулка с сюрпризами, и внутри она намного, намного больше, чем снаружи», – пишет Дэвид Митчелл. «Фантастическое, ни на что не похожее и совершенно необходимое чтение», – вторит ему журнал The Bookseller.
Комментариев нет:
Отправить комментарий