В эти дни мы отмечаем Дни Славянской письменности и культуры. В рамках празднования в нашей библиотеке дважды прошло виртуальное путешествие «Памятники русской письменности». Гостями первого стали учащиеся и педагоги школы с. Желтый Яр. Повторно оно прошло для взрослой аудитории - молодых инвалидов.
Но и дети, и взрослые с интересом узнали интересные факты о создателях славянской азбуки – просветителях Кирилле и Мефодии, об истории возникновения русской письменности. Гости познакомились с электронными копиями памятников русской письменности и книжности из фонда Президентской библиотеки - Остромирово Евангелие и Лаврентьевской летописью.
На примере Остромирово Евангелия - древнейшей датированной рукописной книги - гости узнали как изготавливались рукописные книги в Древней Руси. Оформление этого уникального раритета поражает своей красотой и яркостью цвета, что свидетельствует о высоком уровне книжного дела, о незаурядном мастерстве книгописцев и оформителей.
Завершилось мероприятие мастер-классом по написанию и оформлению буквиц – заглавных, начальных букв. Ребята с увлечением украшали буквицы в различных стилях и техниках.
Но культура славянских народов и русского в том числе включает в себя и народное декоративно-прикладное творчество, промыслы и ремёсла. Поэтому в рамках праздника в Областной научной библиотеке открылась книжная выставка «Игры всерьёз».
Представленные документы рассказывают о русской народной игрушке.
Первую народную игрушку сделал ещё доисторический человек. Себе слепил горшок для еды, а из остатков глины дочке куклу, а сыну свистульку. Дети выросли и сделали такие же игрушки своим детям. Правда, многие народные игрушки предназначались вначале вовсе не для игры, а служили оберегом, а узоры на игрушке - магическими знаками.
В России много центров народных промыслов. В одних изготавливаются глиняные, а в других деревянные игрушки.
Из всех русских детских глиняных игрушек наиболее известная Дымковская.
Родилась игрушка на Вятской земле в слободе Дымково. Названа слобода так, потому, что в дымке постоянно находится: то от туманов, то от дыма из труб печных. Был в этой слободе праздник «Свистунья», к которому всё женское население Дымково лепило свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел сохранился и получил дальнейшее развитие. Вместе с животными появились свистульки в виде нарядных женщин с коромыслом, либо младенцем на руках, пирогами.
О том, как лепят, обжигают и разрисовывают игрушку, вы найдёте материал в альбомах на нашей выставке. Кстати, дымковские орнаменты использовались при жеребьёвке на чемпионате мира по футболу в Москве, а также на церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи.
Кроме Дымково лепили свистульки в селе Абашево Пензенской области, только назывались они там дудками. Там же делали дудки сатирического характера: «Городовой на свинье» или «Городовой с взяткой».
В глубокой древности родилось каргопольское игрушечное ремесло. Глиняные игрушки здесь делают традиционно: лепят, обжигают, красят. Но есть другая игрушка у каргопольцев – обварная. Это когда готовую игрушку обмакивают в отвар из овсяной муки. И выглядит она как будто только что слепленная из вкусного ржаного хлеба. Даже пахнет аппетитно.
Не менее интересна игрушка деревянная. В конце 19 века в Подмосковье появилось Бабёнское кустарное общество, члены которого на токарных станках вытачивали игрушки в большом ассортименте. И не только игрушки в буквальном смысле этого слова. Среди них можно найти развивающие пособия для детей уже полугодовалого возраста. Наибольший же интерес вызывают многоместные игрушки: яйца, шары, графины, матрёшки. К вершинам творения, безусловно, относится 100-местное яйцо, сделанное для всероссийской выставки Фёдором Ромахиным. Если вы прочитаете про бабёнские игрушки, то узнаете, что игра в бирюльки вовсе не бесполезное дело, а очень даже увлекательное занятие.
Наверняка многие из вас видели игрушку, где мужик и медведь сидят по разные стороны и бьют молотком по очереди по наковальне. А ещё куры на кругу, клюющие зерно. Это изобретения богородских умельцев.
А началось всё (согласно легенде) с того, что мать, даба позабавить своих детей, одним взмахом ножа вырезала им игрушку из дерева-спеленатого младенца. Прошло время, а богородская игрушка и сегодня радует детей и взрослых. И приём резьбы сохранился тот же самый - маховый. Махнул ножом – вот тебе заяц с морковкой или конь-скакун. Но особенно любят богородцы образ медведя, ибо считают его обладателем и подателем доброй силы.
Свои игрушки богородцы не красят, чтобы вместе с ней подарить людям цвет и аромат богородской липы.
Народные игрушки есть в каждой стране. И у каждой свой национальный характер. Наша игрушка простая, жизнерадостная, миролюбивая, яркая и сказочная.
Комментариев нет:
Отправить комментарий