На прошедшей неделе у нас в библиотеке проходила научно-практическая конференция, за проведение которой отвечал нам методический отдел. Об официальной, серьёзной её части есть информация на сайте библиотеки, а здесь планирую рассказать об экскурсиях и мастер-классах, которые прошли в рамках конференции.
И начать хочу с интересной экскурсии, которую удалось посетить в этот четверг. Это посещение Музея иудаики при центральной синагоге «Бейт Менахем» г. Биробиджана, в ходе которой Борис Михайлович Голубь, кандидат географических наук и хранитель музея иудаики, познакомил нас с традициями еврейского народа.
Началась экскурсия у этого черного камня, возведёного в память жертв Холокоста. Рядом с ним проходят ежегодно небольшие митинги в памятные дни, где присутствуют немногочисленные дожившие до наших дней малолетние узники гетто. Они переехали в Биробиджан уже после Великой Отечественной. К монументу не возлагают венки и цветы, а кладут по еврейскому обычаю камни, символизирующие слёзы.
Нас любезно провели в главный зал синагоги. Это одна из причин того, что многие так хотели попасть на эту экскурсию. Людям другой веры и другой культуры чаще всего неловко посещать место молитв людей не своей веры. Это кажется бестактным и опасаешься задеть чужие чувства. Вместе с тем религия - эта важнейшая часть культуры народа, и всегда интересно увидеть как она воплощаается в зданиях и других материальных предметах. Тем более, что иудаизм, христиантсво и мусульманство имеют один корень.
Нам рассказали самые простые вещи: чем отличается синагога и православный храм, как вести себя там, показали самое главное место, где хранится Тора.
А потом уже мы пошли в Музей при синагоге. Первый зал, который появился в нём позже, чем те, с которых когда-то начинался музей, рассказывал об истории появления Еврейской автономной области.
Некоторые считают, что строили её сосланные сюда Сталиным евреи. Но это не так. Начинали осваивать дальневосточные земли добровольцы-энтузиасты. И происходило это в конце 20-х, начале 30-х годов ХХ века. Именно поэтому столь неожиданные для музея иудаики экспонаты.
Но куда больше там других вещей, отражающих нехитрый быт переселенцев.
Как эта машинка Зингер, которая в моё детство ещё служила и моей маме, доставшись ей в наследство от бабушки. Вышла она из строя только потому, что мы не смогли найти для неё запчасть, когда какая-то деталь вышла из строя.
И другие подобные вещи из прошлого.А это печатная машинка с еврейским алфавитом. Такую увидишь нечасто. Когда-то на ней печатали на языке идиш справа налево.
А это макет дома, в котором когда-то жили первые переселенцы - русская и еврейская семья. Как рассказывал Голубь, в доме жил человек верующий, хранивший у себя свиток Торы. Но в советское время дети - комсомольцы и коммунисты, отошли от религии, и после смерти отца убрали все религиозные атрибуты на чердак. Их нашли уже в наше время при разборе старого дома.
И ещё много интересных фактов из истории области услышали мы.
После этого первого зала мы поднялись по лестнице, оформленной так, что напоминает о Стене Плача в залы, посвященные собственно еврейской традиции, предметам иудаики.
Но вначале мы зашли на балкон, откула собственно мы и должны были смотреть на главный молельный зал синагоги, так как во время молитв в нём не имеют права находиться женщины. Им отведено место на этом балконе. Вид оттуда открывается прекрасный.
Манекены позволяли представить, как должен одеваться религиозный еврей.Это тфилин - элемент молитвенного облачения иудея, пара коробочек (батим — «домá») из выкрашенной чёрной краской кожи кошерных животных (бычьей, козьей), содержащие написанные на пергаменте отрывки (паршийот) из Торы и повязываемые на лоб и руку.
Заповеди о тфилин — это две отдельные заповеди Торы: головной тфилин (это одна заповедь) и ручной тфилин (другая заповедь). Отсутствие одного тфилина (ручного или головного) не препятствует повязыванию другой тфилин.
При помощи чёрного кожаного ремня, продетого через основание (ивр. - маабарта), ручной тфилин укрепляют на плече левой руки напротив сердца, немного повернув к телу, а головной тфилин укрепляют на лбу, на линии волос, между глаз
Важное место в зале по праву занимает Тора в виде свитка. Нам, как библиотекарям, было интересно увидеть такую историческую форму книги.
Представлена там Тора и в более привычном для современного человека виде - печатном.экспонаты рассказывали как изготавливалась когда-то Тора
Помещение музея не очень большое, но вместила в себя много интересного
как и собственно история еврейского народа, сумевшего за века жизни среди других народов сохранить своё лицо и культуру.Но культура народа - это не только религия, но и быт, который у евреев тоже довольно строго регламентирован.
Об этом рассказывает следующий зал. В нём представлен весь годовой круг еврейских праздников.
В такой сжатой и наглядной форме представлены их главные особенности.
Показаны там продукты кошерные и не кошерные, которые верующему еврею есть нельзя. Показана и традиционная свадьба.
А это мезуза, которая нас встречала на входе в здание синагоги. Она играет роль оберега.
Мезуза - это прикрепляемый к косяку двери в еврейском доме свиток пергамента, содержащий часть текста молитвы «Шма».
Пергамент сворачивают и помещают в специальный футляр, который затем прикрепляют к дверному косяку жилого помещения еврейского дома.
Завершу нашу экскурсию этой фигуркой еврея, молящегося среди наших берёзок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий