Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 27 февраля 2024 г.

Шифрованные послания

  

Нет, речь пойдёт не о шпионских шифрах. Тайным языком увлекались и самые обычные люди. Про язык цветов слышали все, про язык веера я писала недавно, но кроме них существовал в 19 веке и ещё один способ тайной коммуникации - с помощью марок и открыток.

 

Точнее, особый шифр на почтовых отправлениях появился ещё до появления марок. Зашифрованные сообщения отправляли и до 1840 года, когда марок не было. В то время доставку писем оплачивали те, кому была адресована корреспонденция. Появился интересный способ сэкономить на почтовых расходах: отправители оставляли на конвертах специальные отметки, а получатели распознавали эти знаки, отказывались от писем и не оплачивали их.  

В конце XIX века такие значки заменили марки. Почтовая система изменилась: теперь за доставку брали деньги с отправителей — и платить приходилось в любом случае. Зато можно было зашифровать тайное сообщение, выбирая особые марки и наклеивая их в разном порядке. Этот способ стал особенно популярным с 1870-х годов, когда в моду вошли почтовые карточки и открытые письма — открытки, текст на которых мог прочитать любой.  

Уже в конце 1890-х появились новые пособия с толкованиями. Британец Джордж Бери в 1899 году издал книгу «Принципы Купидона для передачи секретных сообщений средствами языка почтовых марок». Автор называл письмо или открытку с зашифрованным сообщением «очаровательным и уникальным подарком на день рождения или помолвку». В своей книге он рассказывал, как призвать собеседника к ответу за необычное поведение, предупредить о неверной подруге и даже поинтересоваться, какой получателю нужен подарок.

Конечно, «марочная переписка» была крайне двусмысленной. Джордж Бери в аннотации к своей книге указал, что существует «около 270 тысяч различных способов расположения марок, так что ни одна попытка расшифровать какую-либо конкретную комбинацию не представляется возможной». Каждый автор пособий давал свои способы трактовки, а некоторые сразу предлагали покупать по два экземпляра своей книги — для себя и адресата. А иногда и вовсе предлагали составить особый тайный код для покупателей за дополнительную плату.  

 А еще язык марок отличался в разных странах. Исследователь Джон де Баттиста писал: «Расположение марки трактуется по-разному в зависимости как от страны, так и от используемого языка. Так, код, который обозначает «поцелуй» на открытке в Финляндии, означает всего лишь «напиши скорее» в Англии». В России в 1900-е годы вышла серия открыток «Язык почтовой марки». На их оборотах были напечатаны разные схемы и пояснения к ним.  

К середине XX века язык марок почти полностью исчез. Почтовые службы в разных странах мира предложили клеить их в определенных местах и не переворачивать. Это упростило обработку и доставку отправлений, но уничтожило тайный язык прошлого столетия.

источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий