Общее·количество·просмотров·страницы

понедельник, 23 февраля 2015 г.

ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК ИВАНА БУНИНА

Цитата сообщения Лулу_Прада Чистый понедельник

В чистый понедельник чистится душа...


!!!!000_40-13 (Ордынка-Игорь Тарнов) (720x500, 47Kb)Ордынка. Игорь Тарнов
Первый день Великого Поста называется Чистым понедельником. Это нецерковное название закрепилось потому, что в России был обычай чистить дом от "духа масленицы", завершившейся накануне, и ходить в баню, чтобы вступать в Великий Пост очищенными духовно - через испрашивание прощения в Прощеное воскресенье - и телесно. Сегодня часто вспоминают художественное наследие крупнейшего русского писателя и поэта ХХ века Ивана Алексеевича Бунина, первого русского писателя – лауреата Нобелевской премии (1933). Творческий путь и личная судьба Бунина волею исторических обстоятельств оказались разделенными на две примерно равные части: до 1920 г. жизнь и творчество в России; с 1920 по 1953 гг. – на "других берегах" эмигрантского изгнания. Для меня в слове Бунина, только одним коротким рассказом "Чистый понедельник", подается историческо-духовная Москва: память, как "солнечный удар", и празднование Иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке в Москве, и память о Великой княгине Елизавет Федоровне, которая основала Марфо-Мариинская обитель милосердия, и первый день Великого поста - "чистый понедельник"... Можно долго спорить о Бунине, но не лучше ли "погрузиться" в его сборник "Темные аллеи" (38 рассказов).
"Темные аллеи" - скорее эта книга итогов, где автор стремился раскрыть свое понимание окружающего мира, человека, его бытия, стремился передать весь свой накопленный опыт. В каждом из героев кроется сам автор. По сути это книга И.А. Бунина о себе, а эти "аллеи" - это символ человеческой жизни, со всеми-ее горестями и радостями. И как своеобразная вариация на тему - мотив аллей (сада, парка) как символ бунинской любви, где происходят все важные события в жизни героев — прощания, признания, объяснения... Ни в одном произведении "Темных аллей" герои не живут долго и счастливо. Да это и невозможно. Счастье не может быть долгим. Оно — вспышка, короткий миг. Герои расстаются не потому, что любовь проходит. Наоборот, любовь может длиться столько, сколько живет человек. И причиной трагедии расставания порой-служит, на первый взгляд, сущая глупость. Но если посмотреть глубже, становится понятно, что по-другому быть не может у Бунина. Так уж предопределено свыше - в условиях земных будней счастье скоротечно...
!!!!000_40-19 (Старая. улица. Игорь Тарнов) (720x505, 82Kb)Старая. улица. Игорь Тарнов
"Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов – и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь: гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи, – в сумраке уже видно было, как с шипением сыпались с проводов зеленые звезды, – оживленнее спешили по снежным тротуарам мутно чернеющие прохожие…" ("Чистый понедельник") [more=] Не правда ли, какие-то вещи остаются неизменными даже спустя столетие? Иван Алексеевич Бунин пишет это в 1944 году, ему уже 74, но он постоянно возвращается на московские улицы тридцатилетней давности... ...Какое же наслаждение после всего словесного мусора, сленга, графомании и гламурного щебета - какое наслаждение читать чистую, стройную, гармоничную, настоящую русскую прозу: читать Ивана Бунина! " Каждый вечер мчал меня в этот час на вытягивающемся рысаке мой кучер – от Красных ворот к храму Христа Спасителя: она жила против него; каждый вечер я возил ее обедать в "Прагу", в "Эрмитаж", в "Метрополь", после обеда в театры, на концерты, а там к "Яру" в Стрельну…" " – Где-то на Ордынке есть дом, где жил Грибоедов. Поедем его искать… И мы зачем-то поехали на Ордынку, долго ездили по каким-то переулкам в садах, были в Грибоедовском переулке; но кто же мог указать нам, в каком доме жил Грибоедов, – прохожих не было ни души, да и кому из них мог быть нужен Грибоедов? Уже давно стемнело, розовели за деревьями в инее освещенные окна… – Тут есть еще Марфо-Мариинская обитель, – сказала она." ....................................
!!!!000_40-16 (Ордынка -Юрий Дудов) (440x600, 127Kb) 
Юрий Дудов
Кстати, судя по всему, "Чистый Понедельник" Ивана Бунина – рассказ, за создание которого он благодарил Бога – описывает именно тот самый первый день Великого поста 15 февраля 1915 года, совпавший со Сретением. Значит это был Сретенский Чистый понедельник. К информации: следующий Сретенский Чистый понедельник был спустя 95 лет в 2010 году, а следующее подобное церковно-календарное совпадение придется на 2105 год… Сретение в переводе со старославянского — "встреча". В этот день произошла встреча Бога и человечества. А в переносном смысле — встретились два Завета, и Старый окончательно уступил место Новому… Если быть внимательным в прочтении этого рассказа, то понимаешь, что автор намеренно сконцентрировал в рассказе ряд ярких событий, происходивших в то время в Москве. Так, бунинская героиня рассказывает, что побывала на Рогожском кладбище: "Допетровская Русь! Хоронили ихнего архиепископа. И вот представьте себе: гроб — дубовая колода, как в древности, золотая парча будто кованая, лик усопшего закрыт белым воздухом, шитым крупной черной вязью — красота и ужас. А у гроба диаконы с рипидами и трикириями…" (Очевидно, Буниным описаны похороны архиепископа Иоанна, архиепископа Московского и Всея России ( Иустина Картушина), которые, правда, проходили уже после Пасхи - 24 апреля 1915 года). Бунин был убежден, что любовь – чувство трагическое, за него следует расплата. Он считал, что и в любви человек одинок, что это сильное, но кратковременное чувство. Но при этом писатель прославляет любовь. Без нее немыслима сама жизнь. Его героиня говорит: "…Разве бывает несчастная любовь? Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?" Рассказ потрясает искренностью и точностью описания московской жизни, ощущения времени (будто Бунин и не покидал Москву почти 30 лет назад). Перед нами своеобразная исповедь, попытка вспомнить давние события и понять, что же тогда произошло. Герой, от лица которого ведется рассказ, умен, красив, безумно любит героиню, готов на все ради нее. Героиня - таинственна и волшебна. Герой с обожанием вспоминает каждую черточку ее лица, волосы, платья, ее восточную красоту. Она принимает ухаживания героя, букеты цветов, подарки, выезжает в свет, но внутренний мир ее остается для героя загадочным и полным тайн. Она мало рассказывает о своей жизни. Поэтому откровением для героя становится тот факт, что его возлюбленная часто посещает церковь, много знает о службах в храмах. В ее словах часто проскакивают намеки на монастыри, куда можно уйти, но герой не воспринимает это серьезно. Пылкие чувства героя не остаются незамеченными. Героиня видит, что ее друг влюблен, но сама она не может ответить ему взаимностью, поскольку для нее есть более сильные и важные вещи, чем уважение к чужой страсти. И она приняла решение расстаться с любящим ее мужчиной и покинуть родной город. Она благодарна ему за сильные и неподдельные чувства, поэтому устраивает прощание и позже присылает ему последнее письмо с просьбой не искать более встречи... Герой не может поверить в реальность происходящего. В течение следующих двух лет он "долго пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь все больше и больше. Потом стал понемногу оправляться – равнодушно, безнадежно…". Он ездил теми же дорогами по памятным только для них двоих местам "и все плакал, плакал…".
!!!!000_40-5 (725x485, 43Kb)Марфо-Мариинская обитель милосердия. Николай Константинов.
Однажды, влекомый странным предчувствием, герой заходит в Марфо-Мариинскую обитель и в толпе монахинь видит девушку с бездонными черными глазами, которая смотрит в темноту. Герою показалось, что смотрит она на него. Читатель остается в недоумении: была ли это действительно возлюбленная героя или нет. Автор дает понять одно: большая любовь вначале осветила, а затем перевернула всю жизнь человека. И приобретение это было во сто крат сильнее потери возлюбленной.
!!!!000_40-7 (нестеров) (735x367, 99Kb)Михаил Нестеров. Великий постриг 1898. Фрагмент
 Для справки:
Марфо-Мариинская обитель милосердия была основана Великой княгиней Елизаветой Федоровной в феврале 1909 года в Замоскворечье на улице Большая Ордынка. После революции великая княгиня отказалась покинуть Россию, была арестована и приняла мученическую смерть в 1918 году. Марфо-Маринская обитель просуществовала до 1926 года. Кисти Михаила Нестерова принадлежат образа иконостаса и царских врат, а также фрески, среди которых особое место занимает композиция "Путь ко Христу".
!!!!000_40-3 (735x280, 35Kb) -------------------------------------------------------------------
Для желающих послушать рассказ "Чистый понедельник" читает Алла Демидова: часть1. [iflash=640,400,https://www.youtube.com/embed/eWMAV2xZJmU] часть 2. [iflash=640,400,https://www.youtube.com/embed/3zHbUXYwZfs] В ночь на 8 ноября 1953 года, через два часа после полуночи Бунина не стало: на его постели лежал роман Л.Н. Толстого "Воскресение"...
!!!!000_40-9 (Нестерчук Степан Владимирович) (420x630, 119Kb) Нестерчук Степан Владимирович. Вечерний звон.


Комментариев нет:

Отправить комментарий