Материалы и технологии изготовления книги в средние века не были простыми. Сначала книги писались исключительно на пергаменте. Слово пергамен (pergamenum в средневековой латыни) происходит от имени города Пергам, царь которого Эвмен, по словам Плиния, во втором веке до н.э. изобрел пергамен во время торгового запрета на ввоз папируса. Бумага была изобретена в Китае, приблизительно во II столетии н.э., и технология бумагоделания в течение тысячелетия медленно передавалась из Китая через арабский мир в Западную Европу. К XIII веку бумажные мельницы появились в Испании и Италии; во Францию они пришли в 1340г., в Германию – к 1390г., а в Англии их не было до самого XV века. В 1480г. Кембриджский университет оговаривает, что только книги, писанные на пергамене, могут быть приняты в качестве залога за ссуду. Бумага, очевидно, считалась недостаточно ценной. Дешевые книжечки для клириков и студентов к XV веку чаще писались на бумаге. Каждому знаком образ средневекового писца, переписывающего текст птичьим пером. Образ этот довольно точен. В помощь писцам страницы средневековых книг разлиновывались, так же как разлиновываются современные тетрадки для обучения школьников письму. Линование было привычной чертой средневековой книги. Чернила были более густыми и вязкими, чем современные. Чернила были угольные, или из чернильных орешков, изготовлялся путем смешения дубильных кислот с железным сульфатом (купоросом). Золочение с использованием листового золота или золота в порошке позволяло создать чудесные пятна мерцающего золота. Краски были сочными и яркими. Несмотря на пролетевшие столетия, они сохранили чистоту и свежесть до наших дней. Красителями были зеленый из малахита или яри-медянки, желтый из вулканической почвы или шафрана, белый из белого свинца, и т. д. Самым главным был красный цвет. Он мог быть природной киноварью, сульфидом ртути, с античных времен добываемым в Испании и в окрестностях горы Амиата близ Сиены, также как и в некоторых других местах Синий – второй по распространенности цвет. Вероятно, самым обычным источником синего красителя был лазурит (синий малахит). Хорошая синяя краска ценилась очень высоко. В двенадцатом веке ее соскоблили с Винчестерского Псалтиря для вторичного использования. Инвентарь имущества герцога дю Берри, составленный в 1401 – 3 гг., включает, помимо других ценностей этого неимоверно богатого аристократа, два полных горшка с драгоценным ультрамарином.
Получается, что все книжные наставления относились к богатым в первую очередь. Считалось, чтобы наставить человека на путь истинный, надо его хорошенько напугать. Изображали ад и черта, как у Гоголя в "Ночь перед Рождеством", «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо бач, яка кака намальована!»
Комментариев нет:
Отправить комментарий