В этом году исполняется 290 лет Тихоокеанскому флоту России. Этой славной дате посвящена выставка «Флот великого океана», открывшаяся в Областной библиотеке.
Начало морских плаваний русских в Тихом океане относится к XVII веку, когда суда путешественников и первопроходцев вышли в Великое Ламское (ныне Охотское) море. В 1640 году казачий отряд под предводительством Ивана Москвитина обследовал побережья до нынешнего Магадана и, вернувшись в Якутск, составил подробный отчёт (скаску).
До конца XVII века ещё несколько русских первопроходцев (Поярков, Попов, Дежнёв) совершили плавание по морям Тихого океана. Подробнее об этом вы сможете прочитать в прекрасном издании «Пути великих свершений».
В мае 1716 года корабельных дел мастер Плотницкий построил в Охотске ладью «Восток», которая стала первым и до 1727 года единственным русским военным кораблём на Тихом океане.
Полистайте монографию М. Алексеева «Охотск – колыбель русского Тихоокеанского флота», и узнаете как 21 мая 1731 года в Москве был издан именной указ императрицы Анны Иоановны об учреждении Охотской военной флотилии с базой в Охотске. Это было первое постоянное военно-морское подразделение России на Дальнем Востоке. Немало страниц автор отвёл предыстории сего события.
Факты дальнейшей истории Тихоокеанского флота можно найти у Феодосия Веселаго в его «Краткой истории русского флота»
До 1850 года флотилия выполняла в основном мирные задачи: перевозка грузов и пассажиров между портами Охотского моря, обеспечение русских научно-исследовательских экспедиций на Тихом океане, изредка перевозила войска для Анадырской партии, созданной для покорения немирных чукчей и коряков. Военные задачи перед флотилией не ставились, ввиду отсутствия возможно противника. В связи с этим суда флотилии были в основном военно-транспортными: парусные галиоты, пакеботы, парусно-гребные бригантины, дубель-шлюпки и боты. Эти корабли либо не вооружались вовсе, либо имели на вооружении несколько мелкокалиберных орудий.
Использование Охотской флотилии исключительно в транспортных и экспедиционных целях, превратилось в своеобразную привычку. И когда во время русско-шведской войны 1788 – 1790гг. на север Тихого океана был послан шестнадцати пушечный бриг английского капера (перешедшего на шведскую службу), к отражению первой серьёзной атаки русские были не готовы. К счастью, команда брига оказалась достаточно миролюбивой.
Позже нависла другая угроза, которой стала Япония, начавшая экспансию на Южно-Курильские острова принадлежавшие России и на Сахалин (в том время России не принадлежавший). В итоге острова Уруп, Итуруп и ряд мелких островов оказались под контролем Японии к 1890 году. Об этом вам расскажут официальные документы в сборнике «Международные отношения и внешняя политика СССР» (1871-1957).
С 1849 года главной базой флотилии стал Петропавловск-на-Камчатке. Именно в это время морские силы России на Тихом океане получили своё первое боевое крещение. Одержав победу над Китаем в Первой Опиумной войне, Британцы решили завладеть и русскими тихоокеанскими поселениями. Но попытка высадить на берега Петропавловска десант и захватить город потерпели поражение. Англо-французская эскадра вынуждена была уйти.
Немало для укрепления Тихоокеанской флотилии сделал генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Муравьёв-Амурский. Именно по его инициативе генерал Невельской проводил исследования и открыл пролив между островом Сахалин и материком, основал русскую крепость Николаевск-на-Амуре.
1856 году Охотская флотилия стала именоваться Сибирской, а главной её базой стал Николаевск-на-Амуре, а с 1871 года – Владивосток.
Корабельный состав России на Дальнем Востоке оставлял желать лучшего и состоял из одной Тихоокеанской эскадры и Сибирской военной флотилии и базировался в Порт-Артуре, который был взят у Китая в 1898 году в аренду на 25 лет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий