Настало лето, время путешествий. Нас тянет в дорогу. Но если такой возможности у вас сейчас нет, то можно обратиться к книгам. А у нас хороший повод вспомнить книжную выставку, посвященную путевой прозе русских писателе.
Практически все произведения в отечественной литературе в той или иной степени связаны с дорогой.
Появились произведения такого содержания во времена принятия христианства, когда участились путешествия представителей русской церкви в Константинополь и Палестину. Шли за книгами, иконами, в поисках церковного руководства. А в литературе появляется новый жанр: «хождение» или «хожение». Самыми известными произведениями жанра стали «Хождение игумена Даниила» и «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Последнее, по мнению литературоведов, стало предвестником очерковой литературы.
Во второй половине 18 века среди российских дворян становится популярным так называемый grand-tour – большое путешествие по культурным центрам Европы. В то время это считалось необходимым элементом образования, его финальным аккордом. Отправился в такое путешествие и Николай Михайлович Карамзин, выбрав клас-сический маршрут русских аристократов: через Германию и Швейцарию в Париж и Лондон.
По возвращении он издаст «Письма русского путешественника», в которых расскажет, как пришлось ему до Европы добираться на перекладных и почтовых каретах, ибо для передвижения по воде требовался паспорт, полученный в Санкт Петербурге, а у него был московский. Вместе с путешественником читатель побывал в Королевской библиотеке в Берлине, бродил по картинной галерее Дрездена, посетил книжные магазины Лейпцига, любовался красотами Альп, заглядывал к «…славнейшему писателю века» (цитата) Вольтеру.
Это определило популярность книги у современников и интерес к ней последующих поколений. «Письма...» стали одним из наиболее объёмных и популярных произведений русской литературы конца XVIII века.
Главный герой произведения Александра Николаевича Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», уже не занят только своими мыслями и интересами, это граж-данин, вникающий в интересы своего народа. Путешествуя, на станциях в разных го-родах он знакомится с людьми, которые рассказывают ему о своей жизни, далеко не сладкой. Раздумывая об услышанном, рассказчик познаёт свои политические заблуждения.
По мнению литературоведов «Путешествие…» было первым публицистическим произведением. И цензуру оно прошло только потому, что цензор, не прочитав ни строчки, взглянул лишь на содержание, решил, что это путеводитель. Ибо каждая глава называется по городам и местам.
Александр Сергеевич Пушкин все свои впечатления от путешествий, а проехал он только по России 36000 км., облачал в стихи, но не только.
В 1829 году во время по-ездки в Закавказье с русской армией, он пишет свои записки «Путешествие в Арзрум», опубликованные в первом номере «Современника» за 1836 год..
Лермонтовский Печорин почти всё время в пути. Он сам называет себя странствующим офицером.
Жанр путешествия продолжает Николай Васильевич Гоголь в поэме «Мёртвые души». Основное действие главного героя – путешествие.
Образом дороги поэма начи-нается: «В ворота гостиницы губернского города NN въехала красивая рессорная бричка…». Образом дороги и заканчивается: «Русь, куда ж ты несёшься? Дай ответ…!»
На выставке можно увидеть и не столь известные путевые заметки Александра Николаевича Островского «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода».
В возрасте тридцати лет, уже успешный писатель Антон Павлович Чехов едет на Сахалин с целью провести там перепись населения, исследовать территорию и написать книгу. Едет Чехов трудно. Сначала на поезде, потом на лошадях, по воде. Едет, восхищаясь красотами Байкала, Забайкалья, Амура. В маршруте писателя значилось и его пребывание на территории нынешней ЕАО в селе Радде. В этом можно убедиться, полистав на экспозиции «Летопись жизни и творчества Чехова».
Обо всём путешествии Чехов расскажет в своём произведении «Остров Сахалин». Этот документ, атак же другие, о которых шла речь, есть на выставке. Здесь же найдё-те и литературоведческий материал о представленных произведениях и авторах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий