Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 15 декабря 2015 г.

Бартитсу из повести о Шерлоке Холмсе

Помните, как Шерлок Холмс вступил в схватку с профессором Мориарти? Я имею в виду не интеллектуальный поединок, а обычную драку. Впрочем, две такие выдающиеся личности конечно же не могли банально драться, а использовали приемы какого-то единоборства. Вот я и встретила на просторах Сети рассказ об этом виде борьбы.
Оригинал взят у в Бартитсу

 Бартитсу из повести о Шерлоке Холмсе действительно существовало. Это прародитель европейской самозащиты, опередивший свое время на сто лет и в очередной раз подтвердивший высказывание "все новое - хорошо забытое старое". Они отрабатывали ситуационные тренинги, учились работе против группы, тренировались в обычной, уличной одежде и соблюдали правила личной безопасности. Кто же придумал все это? Рассказывает Сергей Викторович Мишенев - Генеральный директор Международной Академии Фехтовальных Искусств, президент русского клуба бартитсу.
 
Общие вопросы: 

1. Характеристика стиля (школы, направления) в одном предложении
- Можно даже в одном слове: самооборона. Сейчас звучит банально, но на рубеже XIX – XX веков это было совершенно новой концепцией, основанной не на идее спорта или сословного, аристократического боевого искусства, каковым тогда было фехтование, а на идее уличной безопасности и элементарной защиты от разбойников и агрессивных бродяг. И эта самооборона по замыслу отца-основателя должна была быть доступна всем: и далеким от спорта законопослушным джентльменам, и слабым женщинам. 2. Девиз стиля (школы, направления)
 - Мне очень нравится высказывание персонажа Бориса Акунина, японца Масихаро Сибато: «...о смертоносной борьбе барицу мне слышать не доводилось, я даже не могу себе представить, какими иероглифами может писаться такое слово». На девиз мало похоже, однако, на мой взгляд, очень точно отражает суть «японской» борьбы, ее авантюрную природу и своеобразный градус таинственности, окружающий это оригинальное искусство.
3. Истоки (начало) направления (когда и кто основал)
- Основатель бартитсу хорошо известен. Это английский мастер Эдвард Уильям Бартон Райт. Собственно, его имя и зашифровано в названии школы «бартитсу»: первая часть слова (барт) от имени Бартон, а окончание (итсу) — от популярного в те годы джиу-джитсу. Бартон Райт родился 8 ноября 1860 года в Индии, в семье железнодорожника. Колониальная политика Великобритании вынуждала семью постоянно переезжать с места на место, но будущему мастеру боевых искусств это пошло только на пользу. Детство он провел в экзотических странах, последней из которых была Япония, где, по собственному утверждению, закалялся в непрестанных уличных боях с местным населением. Так Эдвард Уильям получил свои первые уроки самообороны. Впоследствии его экзотические навыки и стали одной из основ бартитсу. Другой составляющей этого вида стали европейские техники — французский и английский бокс, а также фехтование тростью, которая стала главным оружием бартитсу. Кроме того, Бартон Райт добавил в бартитсу элементы швейцарской борьбы на поясах швинген, и оригинальную систему физической подготовки.
< 4. Конечная цель занятий (идеал, к которому идет занимающийся), физические и психические качества, которые он должен обрести
 - Изначальная концепция бартитсу — самооборона — актуальна и до сего дня. Абсолютная безопасность — именно такую цель провозгласил Бартон Райт, заявляя, что адепт бартитсу сможет всегда защитить себя на улице, независимо от количества и вооружения недоброжелателей. Для достижения этой цели, мастер должен не только владеть приемами самообороны, но и всегда оставаться спокойным и внимательным. Кроме того, Бартон Райт разработал целую программу правильного поведения джентльмена на улице. Например, приближаясь к перекрестку, следовало обходить угол дома по наибольшему радиусу, дабы избежать внезапного нападения из-за угла; плащ рекомендовалось просто накидывать на плечи, не просовывая руки в рукава, чтобы можно было легко сбросить его и использовать в качестве оружия... Интересно, что практически те же рекомендации, спустя несколько десятилетий, давал своим ученикам Брюс Ли.
5. Методика обучения
- Методика обучения в Академии бартитсу базировалась на моделировании уличных ситуаций. При этом, все занятия проводились в уличной одежде, чтобы быть максимально приближенными к потенциальной уличной ситуации. Приемы бартитсу изучались в своеобразных этюдах: мастер идет по улице, разбойник нападает и т. д. Кроме этого, учащиеся должны были изучать четыре дополнительных дисциплины, на основе которых и базировалось бартитсу: джиу-джитсу, английский бокс, французский бокс сават и фехтование тростью. Каждое направление в Академии бартитсу преподавал отдельный специалист. Так, например, джиу-джитсу возглавлял известный японский мастер Юкио Тани, а фехтование тростью — швейцарский фехтмейстер Пьер Виньи. Также в Академии был открыт дополнительный класс старинного фехтования, где учащиеся экспериментировали со средневековыми мечами, ренессансными рапирами и другим антикварным оружием. Эту секцию возглавлял английский капитан Альфред Хаттон.
6. Используемая техника (ударная, борцовская, заломная, т. д.) 
 - Концепция бартитсу изначально констатировала многообразие и отсутствие ограничений. Поэтому в теории адепт этого направления должен был в равной степени владеть всем арсеналом единоборств. Однако, анализ приемов, которые сохранились до наших дней в виде фотографий с описаниями, демонстрирует преобладание бросков и заломов. Удары рукой и ногой носят, скорее, подготовительный характер и не выглядят сокрушительными. Можно сказать, что ударная техника в бартитсу сконцентрировалась в области оружия (трость). Именно трость чаще всего используется для нанесения ударов по голове. При этом Бартон Райт считал наилучшей для самообороны именно трость с тяжелым набалдашником, а не с крюком, хотя последняя и предоставляет много возможностей для различных зацепов и бросков.
 
7. Тактика направления 
 - Основная тактическая модель бартитсу — провокация. То есть использование агрессии противника и управление ею. Большинство приемов начинается именно с такого тактического элемента. Например, если противник вооружен тростью, адепт бартитсу как бы случайно чрезмерно выставляет вперед левую руку. Противник наносит удар по этой руке, но предвосхищая такую атаку, мастер легко отдергивает руки и, в свою очередь, сам наносит сокрушительный удар по голове. Или, боец подставляет под удар голову, вовремя отскакивает в сторону, и цепляет нападающего за переднюю ногу, проводя подсечку. 
8. Наличие учебно-тренировочных боев (спаррингов). В каком виде, по каким правилам проводятся?
- В бартитсу совершенно не практикуются соревнования. Идея соревновательного (изначально равного) спортивного поединка вообще противоречит концепции бартитсу, основанной на внезапном нападении, неравной численности, неравном и разнообразном вооружении.
9. Физподготовка (общая и специальная) - в том числе работа с отягощениями, свободными весами, своим весом
- Бартитсу развивалось в те годы, когда большую популярность набирали различные гимнастики, такие как шведская, немецкая, чешская... Поэтому исторически мастер бартитсу имел возможность практиковать тренировку тела с помощью соответствующих снарядов. Прежде всего, такими снарядами были лестница и скамейка (шведская гимнастика), а так же гимнастический конь и канат (немецкая гимнастика). Так же, в систему бартитсу входила собственная система физической подготовки, но информации о ней практически нет. Можно предположить, что она строилась на использовании своего веса, и на упражнениях с партнером. 
10. Работа против группы 
 - Работа против группы нападающих — одна из составляющих бартитсу. Противодействие группе в основном строилось с помощью маневрирования. Боец старался выстроить противников таким образом, чтобы иметь возможность поражать каждого из них по очереди, избегая одновременных атак с разных линий. 
11. Работа против оружия/с оружием
- Также одна из ключевых тем бартитсу. Изначально, не только главным, но и единственным оружием бартитсу была трость. Однако, очень быстро в арсенал вошел нож, как решающий аргумент большинства нападающих разбойников. Затем арсенал продолжал расширяться, принимая все более необычные предметы в качестве оружия. Сначала Бартон Райт добавил приемы с зонтиком, затем появился стул. Наконец, в 1903 году (последний год работы Академии), появилось совсем беспрецедентное оружие самообороны — велосипед. Сам Бартон Райт рассказывал, что эта идея пришла к нему из практического опыта. Якобы, как-то раз во время велосипедной прогулки на него напали недоброжелатели. Эдвард Уильям, конечно, сумел отбиться, но не смог поразить своих противников, которые благополучно скрылись. Чтобы подобных неприятностей больше не произошло, он и разработал несколько приемов с велосипедом.
12. Работа на земле (в партере)  
 - Теоретически, этот раздел должен был быть развит в бартитсу. Однако, таких приемов в работах Бартона Райта нет. Видимо, идея о том, что во время боя и джентльмен может оказаться на земле, еще не сформировалась. 
13. Работа в нестандартных условиях, от нестандартных противников (в воде, в темноте, ограниченном пространстве, от собаки и т.д.) 
 - Нестандартные условия близки концепции бартитсу. Замкнутое тесное пространство или ограничение видимости (темнота) должны были играть большую роль в подготовке универсального бойца. Но, видимо, такие упражнения остались за кадром, и не вошли в известный нам арсенал бартитсу. 
14. Психологическая подготовка 
 - Я думаю, что за психологическую подготовку бойца бартитсу в начале XX века отчасти отвечала сама идея самообороны, которая была новой, невиданной и необычной. Это сейчас, каждый второй (и даже более) мужчина так или иначе в своей жизни соприкасался с боевыми искусствами. А в те времена это было довольно редкое явление. Тем более, не боевые искусства вообще, а именно самооборона. То есть идея, которая позволяет джентльмену оставаться в полной безопасности в любой ситуации. Это формировало особый образ адепта бартитсу — сильный, бесстрашный, спокойный, внимательный. В январе 1901 года журналиста Мери Ньюджент написала об Академии: «Огромный подземный зал, сверкающие белым кафелем стены, электрический свет и чемпионы, бродящие как тигры». 
15. Другие эффекты от занятий (оздоровительный, развивающий и д.р.) 
 - Известно, что кроме, собственно, боевых искусств, Бартон Райт серьезно увлекался целительством. В систему бартитсу были включены терапевтические процедуры, связанные с применением тепла, вибраций, света и различных излучений. В дальнейшем, после закрытия Академии, Бартон Райт продолжил свою профессиональную деятельность именно как целитель. Причем, свои методы излечения он так же называл бартитсу... 
16. Уникальные особенности направления (стиля, школы) 
 - На рубеже XIX – XX веков практически каждая черта бартитсу являлась его уникальной особенностью. Новым, беспрецедентным явлением была само идея самообороны, новым шагом было объединение стилей Востока и Запада, новым оказалось использование подручных предметов в качестве оружия, новым стало обращение с истории боевых искусств (класс старинного фехтования Альфреда Хаттона). Однако, сейчас ничем из перечисленного удивить невозможно. В современном мире, бартитсу представляет собой скорее оригинальное увлечение, сочетающее в себе боевое искусство, любовь к истории, модный стим-панк и детективные мотивы в стиле Шерлока Холмса. Возможно, именно поэтому современное бартитсу заметно отошло от первоначальных идей и даже породило новое явление — неабортитсу. Авторы этого направления утверждают, что необартитсу, это такое бартитсу, каким оно могло бы стать сейчас, если бы в 1903 году Академия не закрылась, и существовала бы до наших дней. Идея интересная, но не бесспорная. Во всяком случае, основная форма воплощения необартитсу сегодня — сценический бой. Технически это, возможно, близко к идеям многообразия Бартона Райта, но идеологически — вряд ли. 
17. Применение в жизни (случай самозащиты, когда занимающийся смог защитить себя в помощью данного направления) 
 - А вот такой пример в нашей практике имеется. Причем, как ни странно, связан он именно с практикой необартитсу, то есть — со сценическим направлением. Один из наших преподавателей — Галина Чернова — после репетиции постановочного боя, подверглась нападению налетчика, который вырвал у нее мобильный телефон. Галина догнала его, и вступила в бой, во время которого, неосознанно, использовала один из приемов, который отрабатывала во время репетиции. Она рванула его за плечо, развернув фронтально, и левой рукой схватила за кадык, а правой замахнулась для конкретного прямого в нос и закричала: "Отдай мой телефон!". Прием принес победу. Что самое интересное - мы отрабатывали тот прием именно на той репетиции. Есть и пример из легенды Бартона Райта. Его проиллюстрировал другой наш инструктор, который не занимался бартитсу. Он подвергся нападению, когда совершал прогулку на велосипеде. Далее — все по сценарию отца-основателя. Отбить атаку смог, но поразить противника помешал велосипед. Злоумышленник ушел безнаказанным. 
Доп. вопросы:
18. Почему такая интересная и новаторская Академия закрылась?
- По закрытию Академии. Вот фрагмент из моей статьи о бартитсу: Академия бартитсу не выдержала конкурентной борьбы с более традиционными и (что немаловажно) более дешевыми клубами. Дополнительные трудности возникли из за нескольких неудачных показательных выступлений, где ставленники Бартона-Райта «подмочили» репутацию Alma Mater. В довершение всех бед, наиболее авторитетные инструктора академии, такие как японские мастера Юкио Тани (Yukio Tani) и Садеказу Уениси (Sadakazu Uyenishi) и швейцарский авторитет Пьер Виньи (Pierre Vigny), внезапно открыли собственные школы, первыми учениками которых стали, как и полагается в подобных неджентльменских случаях, клиенты, пришедшие по рекламной компании Бартона Райта. Этого удара основатель школы не выдержал. Уже в 1903 году Академия Оружия и Физической Культуры закрылась навсегда…
Михаил Диденко
via 


Комментариев нет:

Отправить комментарий