Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 8 декабря 2015 г.

Евреи в мировой живописи

Оригинал взят у в Евреи в мировой живописи

  "Это городские люди, которые веками жили в городах, из поколения в поколение, не то, что наши, пока обнюхаются…» (В.М.Молотов. Из беседы с писателем Феликсом Чуевым,1975 г.). Это целый пласт мировой живописи, десятки, если не сотни картин разных авторов. Ниже -  подборка наиболее ярких работ.
Начать, пожалуй, стоит с вот этой картины польского художника Войцеха Герсона: 

Войцех Герсон. «Казимир Великий и евреи». 1874 г. На картине изображен исторический момент: 14 век, король Казимир Великий приглашает в Польшу евреев из Зап. Европы, где те подвергались гонениям. Евреи-беженцы рассказывают Казимиру об ужасах жизни в Западной Европе. Присутствующие внимательно слушают.  
 Казимир о чем-то советуется с духовенством
.
Вот так поляки спасли еврейский народ (суть картины). Казимир Великий не только приютил евреев в 14 в., но и дал им большие льготы: права самоуправления, проживания в городах,  ведения бизнеса по всей стране.  Эти привилегии в более-менее неизменном виде сохранялись сотни лет. Вскоре в Польше возникнет крупнейшая в мире еврейская община, которая в 18 в. по наследству перейдет к России, а потом к СССР. Казимир Великий - польский Петр I. Хотел развивать в Польше города (чтоб как в Европе),  для чего и приглашал евреев. Но была и вторая причина - Эстерка (Эстер Малах). Это еврейка-любовница Казимира. Эстерка это такой полулегендарный персонаж польской истории по типу Роксоланы (Хюррем Султан) - украинки, которая в 16 в. вертела Османской империей через мужа-султана. Владислав Лужкевич. «Казимир Великий у Эстерки». 1870 г.  
 По одной из легенд отец Эстерки (он был портным) был против её связи с королем-католиком. 
Войцех Герсон. «Эстер Малах». 1872-73 гг. На картине отец пытается образумить дочку, ссылаясь на иудейские религиозные книги. «Ой, папа, ну шо вы гоните!», - как бы отвечает она.
 
 Привилегии Казимира для еврейских общин были разительным контрастом на фоне Зап. Европы того времени. Допустим, в городе Страсбурге (где теперь заседает Европейский суд по правам человека, Совет Европы и т.д.), в 1349 г., как раз во времена Казимира, произошло событие под название юденбранд ("костер из евреев"). Последних обвинили в эпидемии чумы, согнали на окраину города и сожгли живьм в большом деревянном сарае (около 2000 человек). Это было 14 февраля 1349 г., в день Св. Валентина. После чего городской совет решил запретить евреям селиться в городе в течение ближайших 100 лет. Я к тому, что понятие "европейские ценности" в те времена имело несколько иной смысл, как и формы празднования "Дня всех влюбленных". 
Эжен Беир. "Резня евреев в Страсбурге в 1349 г.". 1894 г. На картине французского художника 19 в. изображен приступ толерантности в средневековой Европе.  День Святого Валентина в разгаре.

Женщин и детей сжигают живьем:
 
 Резня проходит в присутствии католического духовенства.  
 Появление последнего на "юденбранде" не случайно. За день до того епископ Страсбурга лично присутствовал в горсовете на совещании по еврейскому вопросу (резня не была спонтанной, её организовали местные власти). Совещание было посвящено вопросу, каким способом будем убивать евреев. В итоге было выбрано сожжение живьем. Епископ Страсбургский поддержал идею (святой отец задолжал много денег местным ростовщикам). На фоне этого не удивительно, что западно-европейские (прежде всего немецкие) евреи стали активно переселяться в Польшу, где заняли прочные позиции во многих отраслях.

Антони Козакевич. "На рынке в галицком местечке". 2-я пол.19 в.
Скорее всего, это скупка зерна "с колес" у производителей. У возов с товаром - польский крестьянин (в синей жилетке) и шляхтич (в рогатывке с пером). Они ведут переговоры с евреем, который что-то сверяет в записной книжечке.
 

Сергей Грибков. "В лавке". 1882 г. Еврейская лавка, которая торгует всем подряд.  Девушке-покупательнице предлагают украшения. Справа от еврея -  мешок с зерном (которое ранее купили в деревне с "колес"). На заднем плане видна бочка с половником и пустая стеклотара. То же зерно, но которое уже перегнали в водку.  
Франц Рубо. "Сельские торговцы. Улица в Ярмолинцах в Подолии". 1897 г. Франц Алексеевич Рубо - знаменитый баталист 19 в. (Бородинская панорама на Кутузовском пр-те - это его). На этой его картине - местечко Ярмолинцы на юго-западе Украины. Опять евреи-торговцы, возы с товаром. Бросается в глаза нищета и непролазная грязь. Это важная деталь. Свой бизнес (гешефт) был у многих евреев. Но он был мелкий. По-настоящему разбогатеть удавалось очень немногим.
 

Изидор Кауфманн. "Секрет бизнеса". Кон.19- нач. 20 вв. Изидор Кауфманн - еврейский художник из Австро-Венгрии. Много путешествовал по Польше, Галиции, рисуя местных евреев. На картине - ирония. Два еврея обсуждают бизнес. Бедная обстановка, заплеванный пол. Судя по всему - старьевщики. Продают старые башмаки, шляпы и т.д  Тот, который справа (с двумя зонтами) делится опытом, как удалось провернуть удачный гешефт. Третий ( в окне) подслушивает.
 
Два главных персонажа - великолепны.  

Изидор Кауфман. "Прибыль". Кон.19- нач. 20 вв. Еще одна прекрасная картина того же автора. Еврей-старьевщик любовно пересчитывает несколько монет - навар от своего гешефта.  

Огюст Шарпентье. "Еврей-ростовщик". 1842 г. Этот парень на картине французского автора уже побогаче и монет у него побольше.


"В корчме". Литография 1842 г.
Еще один типично еврейский бизнес в свое время. На литографии , по всей видимости -  Украина, где еврейские питейные заведения (корчмы, шинки) были очень распространены.  
А вот картина современного украинского художника Анатолия Козельского на ту же тему: 

Анатолий Козельский. "Восток. Запад". 2006 г. 
Шинок, пьянка. Православный поп и католик охмуряют простого украинца. Еврей-трактирщик разливает.  "Тому, который под столом тоже повторить?", - спрашивает он.  

Ну и еще немного про жуликов:
Александр Риццони. «Жиды-контрабандисты». 1860 г. 
Автор, Александр Антонович Риццони, был родом из Риги и часто рисовал прибалтийских евреев. На картине изображен какой-то шухер. Рыжий еврей (крайний справа) влетает в комнату («Менты!»), остальные спешно прячут товар под пол.

Впрочем, евреи занимались не только торговлей и шинкарством. Традиционно много было ремесленников. На рубеже 19-20 вв. в Белоруссии работал художник Иегуда Пэн (Юдель Моисеевич Пэн) из Витебска. Он был автором серии картин о профориентации евреев того времени. 
Иегуда Пэн. "Варшавский часовщик, читающий газету". 1914 г. 
Выражение лица хорошее: "Шо за... брехню они пишут?!"  

Иегуда Пэн. "Еврей-сапожник". 1925 г. 
Второе название этой картины "Еврей-комсомолец, читающий газету". Ну... 1925-й год на дворе,  Юдель Моисеевич примкнул к соцреализму в то время. Кстати, газета уже на русском.  

 Ну и конечно легендарный портной.
Иегуда Пэн. "Старый портной". 1910-е.

Нью-Йорк, 7-я авеню. Памятник еврейскому портному. Автор: Юдит Веллер, 1984 г.  
Это была действительно популярная профессия у евреев. Например, дедушка миллиардера Стива Балмера (Шломо Дворкин из Пинска) тоже был портным. Потом уехал в Детройт.  Ужасы царского самодержавия, да. Шломо Дворкин из Пинска не мог поехать работать в Москву (черта оседлости), но мог - в Детройт. И поехал. 

Иегуда Пэн. "Письмо из Америки".1903 г. 
Мама, у меня все хорошо, работаю в мастерской у Шломо Дворкина.
 
 В 1881-1914 гг. порядка 1,5 млн. евреев уехали из Российской империи в Америку.  Главной причиной были погромы, которые периодически происходили в разных частях страны. 

Джоэл Левитт. "Кишиневский погром". 1904 г.
Джоэль Левитт- американский художник, эмигрант из Российской империи. На картине - сцена кишиневского погрома 1903 г. Еврейка с детьми в ужасе бежит от погромщиков.  
 Чувствуется, Джоэль Левитт очень любил Россию. И старался донести это до американской публики. Хоть погром и кишиневский, на переднем плане с любовью выписаны простые русские люди, растаскивающие еврейское имущество. Дебиловатая красна девица с тюком награбленного образует контраст с главной героиней картины.

Владимир Вучичевич-Сибирский. "Черносотенный погром в Томске". 1906 г. 
Автор - известный русский пейзажист начала 20 в., "певец сибирской природы". По случаю он стал свидетелем погрома в Томске, устроенного черносотенцами 20-22 октября 1905 г.  
 По воспоминаниям очевидцев, в октябре 1905 г. в Томске "для того, чтобы быть убитым, достаточно было обладать приличным костюмом и интеллигентной физиономией. Студенческая фуражка или лишь похожая на нее папаха и еврейский тип лица были вернейшими смертными приговорами". Борьба с лицами не-пролетарской и еврейской наружности в Томске завершилась поджогом местного театра и здания Управления Сибирской железной дороги (на картине как раз оно и пылает в темноте). В чем была причина погрома, зачем сожгли театр и офис железной дороги? - Дело в том, что накануне люди в очках и фуражках в Томске бурно праздновали Манифест 17 октября 1905 г. Это когда царь под давлением революции ограничил свою власть и даровал кое-какие либеральные свободы. Это не всем понравлось, в т.ч. "профессиональным русским" того времени (черносотенцам). Вместе с тем корни погромов в России (как и в Европе) были глубже, чем просто разгул городской гопоты. Тут сыграли роль и давние религиозные противоречия между христианством и иудаизмом.

Самуил Гирценберг. "Блуждающий еврей". 1899 г. Художник - польский еврей, жил в Кракове (австрийская часть Польши), потом в Лодзи (российская часть). В начале 20 в. эмигрировал в Палестину. На картине изображен вечно гонимый еврей - жертва христианского религиозного мракобесия.  

Николай Пимоненко. "Жертва фанатизма". 1899 г. 
Встречное обвинение евреям в мракобесии. В основе картины был реальный случай, произошедший в г. Кременец на Зап.Украине. Местная девушка-еврейка полюбила украинца-кузнеца. Молодые решили пожениться, для чего невесте требовалось принять крещение. За что её чуть не прибили в родной еврейской общине.


В каждой религии - свои священные тексты, но в иудаизме они имеют колоссальный объем. Каноническая версия Талмуда, изданная в г.Вильно в 1880-86 гг., состояла из 37 томов и около 6000 страниц. Это при том, что часть текстов не вошла в это издание по требованию цензуры (те, что касаются личности Иисуса Христа, которого иудеи считают самозванцем). Второй отличительной особенностью иудаизма всегда было всеобщее начальное религиозное образование. Все дети мужского пола обязаны были ходить в специальные частные школы при общине (хедеры и т.п.), где изучали священные книги и древние языки, на которых они написаны. Кто не мог платить за школу – за тех платила община. 
Мориц Даниэль Оппенгейм. Хедер. 1878 г.  
На картине немецкого художника М.Д. Оппенгейма хедер выглядит достаточно благостно. Однако на самом процесс обучения был весьма тяжелым для детей - многочасовые занятия, сложные запутанные тексты на мертвых языках, телесные наказания. Хаим Нахман Бялик, национальный поэт Израиля, эмигрант из России, про свою учебу в хедере: «Ребе обычно бил плеткой, кулаком, локтем, шпилькой жены, всем, что могло причинить боль. Его помощник, если я неправильно отвечал на его вопрос, обычно приближался ко мне с растопыренными пальцами, наклонялся ко мне и хватал за горло. Он смотрел на меня, как леопард, тигр или другой подобный зверь, и я замирал от страха. Я боялся, что он выколет мне глаза своими грязными ногтями, страх парализовал мой ум, так что я забывал все, что выучил накануне». Но зато на выходе получался «Народ Книги». 
Эдуард Франкфорт. "Богословский спор". 1888 г. Проблема была в том, что богословский спор между иудаизмом и христианством затрагивал основы последнего - Иисуса Христа и все, что с ним связано. 
Изидор Кауфман. "В лавке". Кон.19- нач. 20 вв. 
Шуточная картина Изидора Кауфмана на тему христианско-иудейских взаимоотношений. Зажиточный горожанин (христианин) зашел в лавку к еврею купить крест с распятием. Встал вопрос, почем продать Христа. Стороны торгуются о цене.  
Однако не всегда оно было так весело. 
Иероним Босх. «Христос, несущий свой крест» (1490 г.). 
Картина знаменитого голландца 15 в. по мотивам Нового Завета.
Христос несет свой крест к месту казни. Вокруг евреи с совершенно адскими рожами:  
 Враги Христовы беснуются.
Кругом враги, единственный приличный человек в толпе – св.Вероника. Простая еврейская женщина с платочком, которая пожалела Христа:  

 Помимо распятия евреев обвиняли также в распитии - крови христианских младенцев. Эта тема тоже нашла отражение в живописи. 
Александр де Приво. «Ритуальное убийство». Нач.18 в. 
Это город Сандомир (юг Польши), фрагмент росписи католического собора Рождества Девы Марии. Автор - Александр де Приво, польский художник итальянского происхождения.  
Суть картины: евреи заманивают маленьких детей какими-то подарками, потом хватают, выкачивают кровь, расчленяют, останки скармливают собакам. Эти росписи 18 века до сих пор украшают собор в Сандомире.  Кстати, подобное продолжали рисовать и в 19 веке. 
Михай Мункачи. "Кровавый ритуал". 1882-97 гг. 
Мункачи это такой венгерский Репин, национальный художник. До 2012-13 гг. г. про эту его картину никто не знал, обнаружили случайно в частной коллекции. На картине - евреи режут христианскую девушку, а раввин собирает кровь в тазик. Все участники ритуала - в экстазе.
 
 Важный момент: резать надо аккуратно, чтоб не разбрызгать (мимо тазика).


Остался тайной заказчик Мункачи - кто первоначально купил у него эту картину.  Искусствоведам удалось установить только, что это был кто-то из России. В 1917 г.  картину переправили в Финляндию, а оттуда - в США. На некоторых западных сайтах (типа нео-нацистского stormfront.org) утверждается, что заказчиком был сам царь Александр III. Однако этому нет никаких доказательств (кроме того, что царь был известный антисемит). Учитывая, что в 1917 г. картину  переправили в Америку, более вероятно, что она была где-то в частной коллекции. Еврейским ответом на картины Босха, де Приво, Мункачи про христопродавцев-евреев можно считать вот эту работу английского художника Эммануэля Леви: 
Эммануэль Леви. "Распятие". 1942 г. 
Суть картины: пока христиане оплакивают Христа, настоящими мучениками являются евреи, которых истребляют нацисты (картина написана в 1942 году).  
 Эммануэль Леви во время войны был в Англии, так что ему повезло. А вот французскому художнику Давиду Олеру - не очень. Он попал в Освенцим, где 2 года провел во вспомогательной команде (уборка трупов, чистка печей и т.д.). Олеру удалось выжить и после войны он нарисовал серию картин. 
Давид Олер. "Газация". 2-я пол. 1940х гг.  

Давид Олер. "В крематории", 1945 г.
Освенцим, крематорий №3. Вспомогательная команда за работой. На заднем плане - электрический лифт для подъема трупов (газовые камеры находились в подвале здания).  
Гитлеровский геноцид евреев произвел сильное впечатление на державы-победительницы. В 1947 г. они (в лице ООН) приняли решение о создании государства Израиль. 
Сальвадор Дали. "Алия. Возрождение Израиля". 1968 г. 
Сальвадор Дали, который в 1930-е симпатизировал Гитлеру и Франко, после войны стал большим поклонником Израиля и "Алии" (переезда евреев на историческую родину).  
 Эволюция Дали в известном смысле отражает эволюцию общественного мнения христианской Европы во второй половине 20 века. Юденбранды, холокосты, распитие крови младенцев ушли в историю. Началось сближение и сотрудничество. Но некоторым, правда, сначала пришлось заплатить репарации. 
Александр Риццони. "Еврей-скрипач". 1890-е. 
Риццони - это который автор "Жидов-контрабандистов". Философская картина: два оборванца, еврей-скрипач и христианин (справа, с крестом) культурно отдыхают. На столе штоф водки (наполовину пустой) и рыба на закусь. Еврей что-то пытается изобразить на скрипке, христианин мечтательно смотрит вдаль. Думаю, Александр Риццони нарисовал эту картину по мотивам "Скрипки Ротшильда" Чехова (кто не читал - прочитайте).
На этой оптимистической ноте предлагаю закончить. Всех благ, друзья!


Комментариев нет:

Отправить комментарий